Высшая «пониматика»: 5 причин полюбить точную науку
СТАТЬИ
читать 5 минут
Поделиться
Креативный продюсер, коммуникатор, основатель проекта «Соцсети как открытый университет» Алла Кечеджан начала учить и понимать математику в 46 лет. В интервью нашему проекту она рассказала, зачем «гуманитариям» числа и почему открывать новое никогда не поздно.
Закрыть гештальты
Причина №1.
С профессором Нелли Литвак мы заговорили о математике Кэрролле в Facebook. Потом созвонились, и в разговоре я с непосредственностью Алисы попросила научить меня математике. Единственным условием профессора стало – делать все её задания. И я честно выполняла - с первого дня и до сих пор.
Открыть новые смыслы
Причина №3.
Мой главный совет при обучении новому: спокойно остановиться в наступившей «точке непонимания». Замереть, не дать мыслям «ускакать» дальше и спросить себя честно: «Что на самом деле мне непонятно?». Если задан вопрос, то ответ где-то рядом.
Часто именно желание как можно быстрее примчаться к решению задачи мешает освоению математики. Но правильный ответ сам по себе ничего не значит. Важно то, как вы к нему пришли. Поэтому в нашей группе есть правило: объяснять ход своих мыслей. «Тормозить» в математике и во всём, что хочешь освоить не поверхностно – полезно.
В школе мне, как и многим, поставили диагноз: «Не способна к математике». Я закончила филфак, много лет работала на радио, но одна мысль не давала покоя: когда и почему у меня не то, чтобы пропал, а даже не появился интерес к математике? Поправимо ли это?
Чтобы рассказывать о прогрессе в обучении через пару дней мы создали группу в Facebook и там же начали писать книгу «Математика для безнадежных гуманитариев». Мощная мотивация. Я закрывала свой школьный гештальт. А Нелли открывала для себя новый мир: чего не понимают гуманитарии. Со мной учились математике и другие участники группы. Их счастливые комментарии после каждой темы: «Теперь понятно. Почему мне раньше так никто не объяснял?» очень вдохновляли.
Дать себе время подумать
Причина №2.
В группе, онлайн-уроки в которой легли в основу книги, критика запрещена. Люди, попадая в доброжелательную образовательную среду, не боятся задавать вопросы до тех пор, пока не поймут тему или задача не будет решена.
Настоящий вау-эффект вызвал показанный мной на видео геометрический смысл раскрытия скобок. Я начертила прямоугольник размером 12 на 13 на пляже и разделила его на десятки и единицы. Зрителей шокировало, что скучные алгебраические действия можно запросто нарисовать пером на песке. Вследствие чего понять, что раскрытие скобок и вычисление площадей – суть один и тот же процесс.
Интересно, что пробелы в понимании математики заполняются по мере устранения пробелов в собственной речи. Выражать мысли ясно, коротко и полными предложениями – искусство, которое мы непрерывно осваиваем в комментариях в группе. Как только начинаешь последовательно размышлять, тут же находишь логическую нестыковку и можешь устранить ошибку.
А ещё математика своего рода психотерапия и одновременно фитнес для мозга. Перед тобой сложная задача. Ты проходишь сквозь «математическую боль», неприятие, страх, поиск, справляешься – испытываешь радость и облегчение. В это время в голове «скрипят шестерёнки» – образуются новые нейронные связи, «шипики прорастают». Это физиологический процесс, и только так, по мнению нейрофизиологов, можно сохранить ментальное здоровье до старости.
Заставить ленивый от природы мозг поработать можно хитростью. К примеру, я показываю японское умножение на песке, и в это же время отдыхаю на море, у моего прямого эфира много зрителей. Мозг получает положительное подкрепление и хочет ещё. Сложное становится приятным. Вспомните эпизод из «Алисы в Зазеркалье», которая использует психотехнику диссоциации: «…здесь нет никого, кто мог бы ругать меня за то, что я сижу слишком близко к огню. Ах, как будет здорово, когда они увидят меня здесь через зеркало и не смогут до меня добраться!».
В конце концов, «Удовольствие от Х» (любимая книга математика Стивена Строгаца) получает тот, кто даёт себе время подумать, пройти череду неправильных вариантов. Мало с чем сравнимо чувство удовлетворения и радости, когда понял новое, самостоятельно решил непосильную, на первый взгляд, задачу.
Так смысл отменяет зубрёжку. На помощь тем, кто не понимает (особенно визуалам) приходит геометрия. Возьмём, например, площадь круга. Тысячелетиями люди не могли её вычислить. В конце концов, «разрезали» круг, как пирог, на кусочки-сегменты. Сложили их «валетом» один к другому - и получился прямоугольник. Что позволило узнать площадь одной фигуры через уже известную формулу для другой. Мой видеорассказ об этом набрал более 100 тысяч просмотров на Youtube.
Дети читают нашу книгу с подобными примерами и говорят, что если бы им показывали смысл, а не только сами абстрактные скобки и многочлены, математика превратилась бы в увлекательную игру. Поэтому, мне кажется, сверхзадача любого учителя не «пересказать тему» и скомандовать: «Применяйте формулу, впереди ЕГЭ» - а показать, что у формулы есть конкретное представление, что она для чего-то нужна.
Если говорить о более конкретной цели в изучении математики, то я хочу понимать как думает искусственный интеллект. Знаю, что если спустя 2 года дошла до темы графов и марковских цепей, то со временем приду к программированию.
Сейчас в группе «Математика – великая и ужасная» 15 700 участников. Весной 2019 года нашу книгу напечатали в крупнейшем российском издательстве и её рекомендует к изучению автор, пожалуй, самого известного в России учебника по математике Людмила Петерсон.
У взрослых есть огромное преимущество перед детьми – они могут сформулировать, чего не понимают. Ребёнок этого не объяснит, поэтому школьники часто говорят: ничего не ясно. Учителю же не хватает временного ресурса отследить, где началось это «ничего».
Причина №4.
Увеличить количество нейронных связей
Причина №5.
Не проиграть алгоритмам
Раньше банальности вроде «математика помогает структурировать мышление» для подростка были пустым звуком. Но сегодня дети осознают: если хочешь конкурировать с алгоритмами, надо с помощью различных наук развивать вариативность мышления, учиться думать так, как не могут машины. Например, от переводчика-синхрониста Анны Кантер я узнала, почему алгоритм часто не справляется с элементарным переводом. Всё дело в полисемантичности естественного языка. Так, у глагола «to get» как минимум 70 значений в зависимости от контекста. Машина не может сразу определить контекст, а человек с хорошим кругозором - легко.
Иными словами, полное разделение на узкие специальности не перспективно. Наглядный пример на эту тему приводит профессор Еврейского университета Юваль Ной Харари. Когда инженеры создают беспилотные автомобили, им приходится отвечать и на философские вопросы: сделать машину для «эгоиста или альтруиста»? Первая в непредвиденной ситуации спасёт пассажира, а вторая – выскочившего на дорогу пешехода.
Так нравственные вопросы переместились в область технологий. Поэтому сегодняшнюю задачу образования в целом я вижу в умении быстро, но без суеты, учиться и переучиваться. Отвечая же на главный вопрос второго блока вашего проекта: «Чего не нужно делать?» - скажу: ни в коем случае не стоит идти на поводу у своего мозга.
Как и все биологические организмы, эволюционно мозг ищет более легкий путь, проторенную дорожку. Наша задача – договориться с ним о постоянном решении трудных задач, превратить «надо» в «хочу». Для этого потребуется всего 2 шага: без страха и стеснения задавать вопросы себе и окружающим (например, в тех же соцсетях) - и проверять ответы на практике.
Подпишитесь на рассылку наших новостей:
+
©
2019