Системный сбой
Как быть, если развиваться хочется, а … компетенции еще не выросли
СТАТЬИ
читать 6 минут
Поделиться
Эксперты проекта «Образование как Lifestyle» рассказывают о главных проблемах современного образования
В прошлом году мода на обучение достигла пика, а список связанных с ней вопросов в головах у людей - предела. Рынок перенасыщен школами, но какие из них хороши? Есть желание повышать компетенции, с чего начать? Нужно прокачивать скилы или сосредоточиться на гуманитарном знании?
- Ответов не хватало даже внутри нашего проекта – образовательного, на стыке науки и искусства, - говорит сооснователь Science.me Александра Московская. - Подготовка живых дискуссий и интересных лекций стала катализатором к их поиску. Так, мы часто общаемся с выдающимися спикерами, узнаем их мысли по одной теме, а они оказываются противоположными. Например, берем интервью у Гора Нахапетяна, он говорит: «Ребята, наше всё – коммуникативные навыки». Потом встречаемся с Дмитрием Репиным, который считает, что главная компетенция – это развивать «детектор bullshit» (когда ты отсекаешь ненужное из своей жизни и карьеры), а коммуникативные навыки вообще не нужны до определенного момента.
Интересный, но разрозненный опыт и ценные знания спикеров обрывками разлетаются в статьи, блоги, подкасты. Туда же просачивается в виде ярких заголовков информация с научных конференций, которая часто человеку только мешает. Например, сейчас говорят о профессиях будущего и навыках, которые всем под них нужно срочно развивать. Прочтешь на досуге и – стресс: «О боже! У меня завтра же должны быть освоены 15 новых компетенций, иначе я аутсайдер!».
Фрустрация вместо знаний
Есть и другая сторона, когда в вузе освоены замечательные профессиональные навыки, но со временем возросла потребность в общем гуманитарном знании. Подобным примером послужил проведенный в конце 2018 года Science.Me совместно с университетом Skillbox онлайн-марафон для web-дизайнеров. Специалисты узкого профиля изучали основы философии и искусства в формате вебинаров весело, с интересом.
Трудности перевода
Science.Me
- Мы поняли, что наш проект объединяет науку, искусство и философию, а значит, в сфере образования возможны и другие коллаборации, которые изначально трудно было себе представить, - продолжает Александра Московская. - А их в связи с преувеличенным мнением многих о прямой конкуренции не так много. Так выделили еще ряд проблем, которые беспокоят не только студентов, но и профессионалов сообщества:
Мы не хотим «научить учиться», - говорит Дмитрий Крутов. - Мы хотим научить думать и задавать вопросы, которые помогут сделать правильный выбор.
- Если продолжить тему «замкнутой системы» вузов, то стоит сказать об отсутствии эффективных систем оценки образования, - говорит генеральный директор онлайн-университета Skillbox Дмитрий Крутов. - Утвержденные и годами применяемые методы обучения в вузах никто не анализирует в процессе, не оценивает и не меняет. Десятки лет студенты подолгу ищут информацию в библиотеках и пересказывают учебники. Как усваивается эта информация во время учебы, какие плоды приносит спустя время – конечно, не проверяют.
Полная фрустрация многих потребителей учебного контента (вместо запланированного ими развития) позволила выделить несколько проблем современного образования с точки зрения учащегося:
-
- Мы продолжали поиск образовательных проблем для их возможного решения и поняли, что корни многих уходят глубже – в детство, - рассказывает сооснователь Science.Me Вера Маслова. - Самое обидное, что в состояние растерянности попадают люди, которые сегодня хотят учиться с удовольствием и для себя. Ведь они только недавно вырвались из доминантной среды. У нас же с самого раннего возраста не остается пространства, чтобы заинтересоваться чем-то по-настоящему. Школа, курсы, институт – ты постоянно всем что-то должен: медаль, «корочку», галочку. Даже о том, зачем ты это должен, – времени подумать нет. Мы в обязательной образовательной гонке. Потом выходишь из вуза с дипломом в руках и понимаешь: «Блин, а я не хочу этим заниматься». При этом в голове масса ненужного, а действенных инструментов по получению новой информации не появилось. И работодатель говорит: ваших компетенций недостаточно, чему вас только учили?
Диалоги лайфстайла
Поскольку способ «учиться без отрыва от жизни» во многом критикует академические методы – то названия блоков были придуманы с отсылкой к знаменитым вопросам Канта. Проект обрел 4 блока исследования: «Что я не должен знать?», «Что я не должен делать?», «На что я не могу надеяться?», «Что такое человек?».
В поисках ответов мы обращаемся к профессионалам из сообщества, проводим дискуссии и готовим статьи.
Да и нужно ли сегодня вообще чему-то учить взрослого человека? Большая часть информации по любым дисциплинам находится в открытом доступе, бери – не хочу. Другое дело – ответить на актуальные вопросы и тем самым помочь в построении индивидуальной траектории образования. Чтобы оно стало логичной и радостной частью жизни. Чем мы и займёмся вместе с вами в проекте «Образование как лайфстайл».
-
-
-
-
-
-
информационная токсикация активной аудитории,
знание против навыков: чему и у кого учиться актуально времени?
проблема выбора: высокая конкуренция школ как враг студента.
Навык выбирать, чем заниматься: родители и среда против человека,
Кадровый голод: выпускники не умеют работать,
Массовость дипломов о высшем образовании: кому они реально нужны?
Отсутствие диалога внутри академического сообщества и внешних связей вузов с практиками в профессиях.
А нам по Канту
Поэтому команды Skillbox и Science.Me, проанализировав, чего не хватает думающей об учебе аудитории, решили создать интеллектуальное пространство вне академических институций.
Из идеи идти не от проектов, а от запросов аудитории, родился годовой цикл «Образование как лайфстайл». Это большое исследование в сотрудничестве: в рамках 4 тематических блоков эксперты ищут ответы на наболевшие вопросы вместе со слушателями.
Подобный подход дает возможность выдохнуть: «Это я и мой собственный выбор, мой образ жизни. Образование может стать его органичной частью». То есть легко и безболезненно войти в повседневность.
Так постепенно выявились следующие проблемы современной сферы обучения:
-
-
-
-
Эффективность: отсутствует система оценки качества преподавания и усвоенных знаний,
Модели образования: как понять, что устарело, а что будет актуальным всегда?
Цифровая экономика и профессии будущего: как научить тому, о чем мы еще сами не знаем?
Мотивация в образовании: как поддерживать?
- Разные способы подачи информации помогут точно отобразить процессы, которые сегодня происходят в индустрии. Мы последовательно отвечаем на вопросы про роль и место обучения в нашей жизни, - рассказывает Виктория Сысоева, продюсер проекта. - Слушатели могут присоединиться к нам в любой момент, не испытывая угрызений совести, что не участвовали в прошедших мероприятиях и дискуссиях. Они пройдут этот путь вместе с нами, без академических формальностей, из первоисточника узнавая для себя что-то новое. Для нас важно построить живой диалог между образовательной средой и теми, кто ищет пути расширить кругозор и обрести новые навыки. И мы хотим чтобы для всех участников этого взаимодействия процесс был осознанный.
К примеру, открылся проект подкастами об информационной токсикации, о том, чего человек не должен знать. В них рассказали, как в бесконечном инфопотоке сфокусироваться на том, что важно. Затем на дискуссии в музее «Гараж» при участии экспертов выяснили, что в основе успешной учебы в ВУЗе и карьеры лежит осознанный выбор профессии и отсутствие страха ошибиться.
Все это – «человеческим» языком и в диалоге со слушателями. То есть каждый участник становится исследователем и в процессе отвечает на волнующие вопросы. Команда «Образования как lifestyle» вместе с аудиторией ищет пути решения для проблем образования, выделенных в этой статье и самых современных:
-
-
-
Как противостоять AI, что делать людям в мире роботов?
Образование - тоже труд, когда отдыхать?
Самообразование - это тренд или новая жизненная парадигма?
Skillbox
Подпишитесь на рассылку наших новостей:
+
©
2019