Чтобы найти нужную информацию сегодня требуются секунды, очень редко – дополнительные рубли. Всё под рукой. И мы часто грешим тем, что открываем одновременно сотню вкладок в браузере, скачиваем десятки видеокурсов, оставляем закладки, чтобы «как можно больше всего изучить».
к.ф.н., сооснователь проекта Science.me
В результате накапливается усталость от переизбытка нового, растерянность – куда применить хотя бы то, что в хаосе удалось запомнить? И злость на себя: ведь я еще столько из заметок не просмотрел, трачу время на ерунду, надо знать еще больше!
Однако изучение всего подряд не ведет к успеху в жизни и в профессии. Сегодня в науке, бизнесе, культурной сфере правила игры совсем иные, нежели в передаче «Самый умный», где школьники когда-то соревновались в запоминании общеобразовательных и углубленных по некоторым предметам фактов. А бесконечное чтение блогов и просмотр «обучающих видео» на все подряд темы означает скорее: ты не знаешь, что для тебя, твоей профессии в действительности важно.
Если вы будете скучать на занятиях, а позже ненавидеть наспех выбранную "модную" работу, то никогда не преуспеете.
При этом возможность фокусироваться на главном - основная сила в противостоянии информационной токсикации, которая, в конце концов, способна свести с ума. Замкнутый круг. Вырваться из него помогут пять простых правил:
Расслабиться, чтобы уйти от образовательного формализма.
Можно было, как большинство абитуриентов, отнести документы в вуз «ближе к дому», куда проще поступить, куда выбрали родители. Или, как сейчас заставляют себя многие взрослые, «пойти на курсы SMM» – просто потому, что соцсети – это будущее. И изучать совершенно не цепляющий тебя таргетинг из-под палки.
Мне хотелось "заниматься искусством", но я не знала, как можно сделать его своей профессией, если с детства не оттачивала навыки художника или музыканта. Заметив в старших классах, что вопросы искусства нередко осмысляет философия, решила поступать на философский факультет: заниматься изучением того, что нравится, и в процессе выбирать более конкретную специальность. Дала себе время. Хотя в 16, разумеется, ты совсем не понимаешь, кем будешь работать в итоге.
И только после двух лет обучения, посмотрев спектакль Кирилла Серебренникова «Человек-подушка» в МХТ. им. Чехова, я заинтересовалась этикой, конкретно - злом в искусстве. Впоследствии защитила на эту тему диссертацию, и став сотрудником Института философии, познакомилась с Верой Масловой. Мы вдвоем пришли к мысли создать образовательный проект Science.Me, который будет помогать людям изучать то, что им действительно интересно.
Не останавливаться, однажды разочаровавшись. Пробовать.
Даже если в 17 ты ошибся (а сделать «единственный» выбор в этом возрасте очень трудно) или родители напутствовали на поступление, но в процессе учебы ты понял - не твое, то это хороший повод проявить любопытство. А что есть вокруг? Кем работают друзья, люди, образ жизни которых мне симпатичен? О чем я читаю в соцсетях с удовольствием? Какие новые курсы открылись в онлайн-школе? Что мне было бы интересно попробовать?
Вписать все новые пробы в свою жизнь можно без вреда для основной учебы или работы (институт для «корочки», спокойствия родителей или скучная деятельность только ради заработка).
Сейчас как раз время больших возможностей: те же онлайн-школы сделали образование более демократичным, не обязывающим «всё бросить и положить на алтарь учебы». Можно легко начать и бросить. Или наоборот – совмещать образование с той деятельностью, которую по какой-то причине на данный момент не получается оставить.
Не ждать: «Вот, сейчас отучусь…», а действовать. Сделать образование частью лайфстайла.
В 16 лет у всех были «тусовки», когда зимой компании грелись в подъездах. В эти часы ничем не были заняты ни ум, ни руки. Разговаривали на максимально приземлённые и неинтересные темы, в лучшем случае – пели под гитару. Ощущение безнадеги и бесцельности развернуло меня в сторону фундаментального образования: «Боже, если такие «вечера» - всё, что есть в этом мире, то я хочу в другой». Вопросы к себе - «как я могу попасть в мир, отличный от «тусовочного»? Что я хочу делать, чтобы мне было интересно каждый день? - стали определяющими.
Это – формализм: надо, престижно, выгодно в будущем, важные люди сказали. Но отказавшись от него, получаешь намного больше бонусов.
Отказаться от стереотипа, что определиться с выбором нужно очень быстро.
Не стоит торопиться с конкретикой, оставьте время для возбуждения от идеи. И по опыту советую: не идите на поводу у трендов. Например, «Сейчас маркетологи, в среднем, много зарабатывают, нужно срочно изучать маркетинг». Если вы будете скучать на занятиях, а позже ненавидеть наспех выбранную "модную" работу, то никогда не преуспеете. А если осознаете, не торопясь, какая именно область вам по ночам не дает спать, - то будете читать свежие статьи, стремиться на тематические конференции, анализировать рынок. И результаты будут классные. Знания и опыт приведут в интересные, высокобюджетные проекты.
Вписать все новые пробы в свою жизнь можно без вреда для основной учебы или работы (институт для «корочки», спокойствия родителей или скучная деятельность только ради заработка). Например, слушать подкасты, смотреть видеолекции на выбранную тему в дороге. Читать телеграм-каналы и посты в инстаграме. Изучать онлайн-курсы и проходить там уроки по выходным. Бесплатного, интересного и полезного контента, который удобно изучать в своем ритме, в интернете очень много.
Сформировать вокруг себя среду профессионалов.
Когда искомый интерес, наконец, найден, то следующий шаг - окружить себя профессионалами дела, которым ты заинтересовался. Стоит отказаться от бесконечных случайных встреч «для нетворкинга», тусовок с «разными новыми людьми», которые часто просто отнимают время. Гораздо эффективней проводить больше часов со специалистами выбранной индустрии. Их сфера интересов не даст более распыляться и изучать все подряд, а наоборот - поможет направить свои ресурсы в совершенно определенное поле.
К примеру, Генри Сардарян из МГИМО рассказывал нам о созданной на факультете управления и политики системе: ежедневно студенты встречаются с ведущими деятелями в их области. Они привыкают к тому, что должны общаться с послами, президентами, министрами, владельцами крупнейшего бизнеса, погружаются в атмосферу политических дискуссий. И всегда знают повестку дня своих будущих коллег.
декан факультета Управления и политики МГИМО, кандидат политических наук
Подводя итоги, скажу, что успех как первостепенная цель образования способен вызывать у человека и зависть, и гнев в высших проявлениях, и лень – и уныние в результате. Если же поставить во главу обучения собственное любопытство, то успех станет приятным побочным эффектом.