«С момента своего появления онлайн-образование подвергается критике со стороны студентов, родителей, учителей, работодателей и других участников образовательного процесса.
При этом создатели онлайн-курсов уверены в качестве своих программ, потому что при разработке учитывают разные факторы: бизнес-цели, аудиторию и другие индивидуальные характеристики.
В научных работах, посвящённых оценке качества, исследователи также фокусируются на большом количестве аспектов: на экспертности преподавателей, на удовлетворённости студентов или же на полученных навыках.
Создание единой модели оценки качества поможет сделать следующий шаг в развитии онлайн-образования и преодолеть разрыв между подходами к оценке качества онлайн-курсов».
(Марина Харахордина)
Руководитель методического отдела Skillbox
продюсеры и методисты онлайн-курсов;
руководители образовательных платформ;
эксперты с собственными учебными программами.
для кого мы сделали эту модель
Это инструмент, который поможет объективно оценить ваш образовательный продукт.
У вас будет 20 многосоставных компонентов для всесторонней оценки. Вы сможете проверить свой курс по каждому из них, сформируете его подробный профиль, найдёте зоны роста и поймёте, какие продукты работают лучше.
Для всех, кто создаёт образовательные онлайн-продукты в сфере ДПО:
Чем она будет полезна
модель для оценки
(от идеи до реализации)
Опираясь на мировой опыт, мы выделили набор ключевых критериев. С их помощью можно оценить качество любого образовательного онлайн-продукта. Все критерии мы разбили на 4 основных блока — слои качества. У каждого из них есть свои индикаторы и понятная шкала. В сумме вы получаете комплексный профиль курса по всем четырём слоям.
Из чего состоит модель
Смотрим, как устроен курс: от целей и форматов учёбы до контента и общения между всеми участниками.
разработка продукта
Цели обучения.
Насколько чётко они прописаны и соответствуют ли стандартам профессии.
Оценивание.
Какие есть элементы контроля, и по каким критериям их оценивают.
Активности и среда обучения. Какой контент, упражнения, активности и ресурсы помогут понять и усвоить материал.
На чём основаны и как выстроены материалы курса.
Взаимодействие. Как можно общаться с преподавателем и другими студентами.
Тут мы оцениваем экономику продукта, его место среди конкурентов и то, как о нем говорят во внешних источниках.
Рыночная позиция продукта
Удовлетворенность стейкхолдеров. Довольны ли курсом студенты и потенциальные работодатели.
Динамика карьерной траектории. У какого процента студентов изменились условия труда после курса.
Экономическая модель. Есть ли пробные занятия и финансовые бонусы. Разъяснены ли юридические нюансы.
Позиционирование продукта. Есть ли у курса отдельная посадочная страница, упоминания и разные каналы продвижения.
Внешний коммуникационный фон продукта. Какие у курса отзывы позиции в независимых рейтингах.
На чём основаны и как выстроены материалы курса.
Взаимодействие. Как можно общаться с преподавателем и другими студентами.
Изучаем, как курс работает на практике: от поддержки и итогового качества материалов до фактических результатов обучения.
Реализация продукта
Поддержка преподавания (методическая).Понимают ли преподаватели свою роль. Помогает ли им кто-то в процессе работы.
Поддержка студентов. Легко ли разобраться в LMS и учебных материалах.
Техническая поддержка. Есть ли инструкции по скачиванию нужных программ и отдел поддержки.
Контроль. Могут ли студенты и стейкхолдеры влиять на содержание курса.
Гибкость и планирование образовательной траектории. Может ли студент подстраивать обучение под свой график и возможности.
Доступность и инклюзивность. Будет ли у студентов равный доступ ко всем материалам и активностям курса.
Образовательные результаты. Как будут оценивать итоговый прогресс студентов. Применимы ли результаты в реальности.
Цели обучения. Насколько чётко они прописаны и соответствуют ли стандартам профессии.
Оценивание.Какие есть элементы контроля, и по каким критериям их оценивают.
Активности и среда обучения. Какой контент, упражнения, активности и ресурсы помогут понять и усвоить материал.
На чём основаны и как выстроены материалы курса.
Взаимодействие. Как можно общаться с преподавателем и другими студентами.
Смотрим, как устроен курс: от целей и форматов учёбы до контента и общения между всеми участниками.
разработка продукта
Удовлетворенность стейкхолдеров. Довольны ли курсом студенты и потенциальные работодатели.
Динамика карьерной траектории. У какого процента студентов изменились условия труда после курса.
Экономическая модель. Есть ли пробные занятия финансовые бонусы. Разъяснены ли юридические нюансы.
Позиционирование продукта. Есть ли у курса отдельная посадочная страница, упоминания и разные каналы продвижения.
Внешний коммуникационный фон продукта.Какие у курса отзывы и позиции в независимых рейтингах.
Тут мы оцениваем экономику продукта, его место среди конкурентов и то, как о нем говорят во внешних источниках.
Рыночная позиция продукта
Поддержка преподавания (методическая). Понимают ли преподаватели свою роль. Помогает ли им кто-то в процессе работы.
Поддержка студентов. Легко ли разобраться в LMS и учебных материалах.
Техническая поддержка. Есть ли инструкции по скачиванию нужных программ и отдел поддержки.
Контроль. Могут ли студенты и стейкхолдеры влиять на содержание курса.
Гибкость и планирование образовательной траектории. Может ли студент подстраивать обучение под свой график и возможности.
Доступность и инклюзивность. Будет ли у студентов равный доступ ко всем материалам и активностям курса.
Образовательные результаты. Как будут оценивать итоговый прогресс студентов. Применимы ли результаты в реальности.
Изучаем, как курс работает на практике: от поддержки и итогового качества материалов до фактических результатов обучения.
реализация продукта
Опираясь на мировой опыт, мы выделили набор ключевых критериев. С их помощью можно оценить качество любого образовательного онлайн-продукта. Все критерии мы разбили на 4 основных блока — слои качества. У каждого из них есть свои индикаторы и понятная шкала. В сумме вы получаете комплексный профиль курса по всем четырём слоям.
Из чего состоит модель
Смотрим, как устроен курс: от целей и форматов учёбы до контента и общения между всеми участниками.
разработка продукта
Цели обучения.
Насколько чётко они прописаны и соответствуют ли стандартам профессии.
Оценивание.
Какие есть элементы контроля, и по каким критериям их оценивают.
Активности и среда обучения. Какой контент, упражнения, активности и ресурсы помогут понять и усвоить материал.
На чём основаны и как выстроены материалы курса.
Взаимодействие. Как можно общаться с преподавателем и другими студентами.
Тут мы оцениваем экономику продукта, его место среди конкурентов и то, как о нем говорят во внешних источниках.
Рыночная позиция продукта
Удовлетворенность стейкхолдеров. Довольны ли курсом студенты и потенциальные работодатели.
Динамика карьерной траектории. У какого процента студентов изменились условия труда после курса.
Экономическая модель. Есть ли пробные занятия и финансовые бонусы. Разъяснены ли юридические нюансы.
Позиционирование продукта. Есть ли у курса отдельная посадочная страница, упоминания и разные каналы продвижения.
Внешний коммуникационный фон продукта. Какие у курса отзывы позиции в независимых рейтингах.
На чём основаны и как выстроены материалы курса.
Взаимодействие. Как можно общаться с преподавателем и другими студентами.
Изучаем, как курс работает на практике: от поддержки и итогового качества материалов до фактических результатов обучения.
Реализация продукта
Поддержка преподавания (методическая).Понимают ли преподаватели свою роль. Помогает ли им кто-то в процессе работы.
Поддержка студентов. Легко ли разобраться в LMS и учебных материалах.
Техническая поддержка. Есть ли инструкции по скачиванию нужных программ и отдел поддержки.
Контроль. Могут ли студенты и стейкхолдеры влиять на содержание курса.
Гибкость и планирование образовательной траектории. Может ли студент подстраивать обучение под свой график и возможности.
Доступность и инклюзивность. Будет ли у студентов равный доступ ко всем материалам и активностям курса.
Образовательные результаты. Как будут оценивать итоговый прогресс студентов. Применимы ли результаты в реальности.
Цели обучения. Насколько чётко они прописаны и соответствуют ли стандартам профессии.
Оценивание.Какие есть элементы контроля, и по каким критериям их оценивают.
Активности и среда обучения. Какой контент, упражнения, активности и ресурсы помогут понять и усвоить материал.
На чём основаны и как выстроены материалы курса.
Взаимодействие. Как можно общаться с преподавателем и другими студентами.
Смотрим, как устроен курс: от целей и форматов учёбы до контента и общения между всеми участниками.
разработка продукта
Удовлетворенность стейкхолдеров. Довольны ли курсом студенты и потенциальные работодатели.
Динамика карьерной траектории. У какого процента студентов изменились условия труда после курса.
Экономическая модель. Есть ли пробные занятия финансовые бонусы. Разъяснены ли юридические нюансы.
Позиционирование продукта. Есть ли у курса отдельная посадочная страница, упоминания и разные каналы продвижения.
Внешний коммуникационный фон продукта.Какие у курса отзывы и позиции в независимых рейтингах.
Тут мы оцениваем экономику продукта, его место среди конкурентов и то, как о нем говорят во внешних источниках.
Рыночная позиция продукта
Поддержка преподавания (методическая). Понимают ли преподаватели свою роль. Помогает ли им кто-то в процессе работы.
Поддержка студентов. Легко ли разобраться в LMS и учебных материалах.
Техническая поддержка. Есть ли инструкции по скачиванию нужных программ и отдел поддержки.
Контроль. Могут ли студенты и стейкхолдеры влиять на содержание курса.
Гибкость и планирование образовательной траектории. Может ли студент подстраивать обучение под свой график и возможности.
Доступность и инклюзивность. Будет ли у студентов равный доступ ко всем материалам и активностям курса.
Образовательные результаты. Как будут оценивать итоговый прогресс студентов. Применимы ли результаты в реальности.
Изучаем, как курс работает на практике: от поддержки и итогового качества материалов до фактических результатов обучения.
реализация продукта
завершили первый этап работы: исследование мирового опыта
«На этом этапе проекта наша рабочая группа провела анализ лучших мировых практик по оценке качества образовательных онлайн-продуктов:
1) Изучили научные работы исследователей образовательного опыта за последние 10 лет 2) Рассмотрели инструменты и модели для оценки качества, которые сейчас есть на коммерческом рынке
3) Выявили индикаторы качества в существующих моделях
Это помогло нам сформировать сильную теоретическую основу для дальнейшей работы и достижения финальной цели — создания универсального инструмента для оценки качества онлайн-обучения».
Мы сделали экспресс-версию модели. Это форма, которую можно заполнить за 10 минут — вам надо будет ответить «Да» или «Нет» на вопросы по каждому критерию. После этого мы автоматически рассчитаем оценку вашего курса.
Вы увидите, как мы работали над моделью, и почему она получилась именно такой. А также вы первыми узнаете, когда мы протестируем модель и сделаем её ещё лучше. Пройти тест.