Качество
Совместный проект Skillbox и НИУ ВШЭ
образовательных
онлайн-продуктов
Антон Копылов
Марина Харахордина
Кирилл Прудников
Наталья Влодавская
Кирилл Савицкий
Иван Карлов
Исследование
мирового опыта
онлайн-
продуктов
«качество онлайн-
курсов сложно оценить объективно»
«С момента своего появления онлайн-образование подвергается критике со стороны студентов, родителей, учителей, работодателей и других участников образовательного процесса.

При этом создатели онлайн-курсов уверены в качестве своих программ, потому что при разработке учитывают разные факторы: бизнес-цели, аудиторию и другие индивидуальные характеристики.
В научных работах, посвящённых оценке качества, исследователи также фокусируются на большом количестве аспектов: на экспертности преподавателей, на удовлетворённости студентов или же на полученных навыках.

Создание единой модели оценки качества поможет сделать следующий шаг в развитии онлайн-образования и преодолеть разрыв между подходами к оценке качества онлайн-курсов».
(Марина Харахордина)
Руководитель методического отдела Skillbox
кому нужна единая модель для оценки качества
Они теряются в многообразии онлайн-курсов, им сложно выбрать оптимальную программу под свои цели и потребности.
Потенциальным студентам
Без единой модели сложно эффективно выстроить процесс 
создания курса и объективно оценить, отвечает ли продукт 
потребностям студентов.
Разработчикам онлайн-курсов
Потенциальным студентам
Разработчикам онлайн-курсов
как мы это решаем
Разрабатываем многокомпонентную модель для оценки качества 
онлайн-курсов.
Она будет состоять из объективных и понятных показателей качества: начиная с технологии создания и заканчивая образовательными результатами студентов. Вместе они сформируют стандарт качества для российской EdTech-индустрии.
Модель для оценки
качества онлайн-курсов
модель
для оценки
(от идеи до реализации)
результат совместной работы
смогут выбрать идеальный курс под свои цели и достигнуть нужных образовательных результатов
Студенты
будут разрабатывать эффективные и актуальные программы под потребности студентов
Создатели онлайн-курсов
этапы работы
01
Изучаем лучшие международные практики по оценке онлайн-образования. На их основе создаём теоретическую базу и прототип оценочной модели.
(Антон Копылов)
«В готовом проекте вы увидите:
Исследование мирового опыта
Минимальный набор индикаторов, показателей и критериев для оценки качества любого онлайн-курса
02
Условия оценивания: как курсу будут 
начисляться баллы за каждый критерий
Апробированную на реальных курсах модель качества, готовую к использованию
В будущем эта модель сможет стать основой удобного 
рекомендательного сервиса для выбора онлайн-курса».
Операционный директор Skillbox
Разрабатываем модель для оценки качества онлайн-
образования. Обсуждаем все критерии с EdTech-
экспертами.
03
Создание модели качества
Берём 3 образовательных онлайн-продукта и оцениваем по готовой модели. Делаем выводы, дорабатываем модель и настраиваем инструменты оценивания.
04
Тестирование и адаптация модели
Подводим итоги работы и публикуем результаты. Представляем готовую модель и выносим на обсуждение концепт рекомендательного сервиса на её основе.
Презентация модели
над проектом
работают
Совместный проект Skillbox и НИУ ВШЭ
операционный директор
Антон Копылов
Руководитель методического отдела Skillbox
Марина Харахордина
руководитель программ 
образовательных практик
Кирилл Прудников
руководитель
клиентского опыта
Наталья Влодавская
ведущий эксперт Института
образования, руководитель
проекта
Кирилл Савицкий
заведующий Лабораторией
цифровой трансформации
образования
Иван Карлов
модель
для оценки
(от идеи до реализации)
результат
совместной работы
смогут выбрать идеальный курс под свои цели и достигнуть нужных образовательных результатов
Студенты
будут разрабатывать эффективные и актуальные программы под потребности студентов
Создатели онлайн-курсов
этапы работы
01
«В готовом проекте вы увидите:
Изучаем лучшие международные практики по оценке онлайн-образования. На их основе создаём теоретическую базу и прототип оценочной модели.
Минимальный набор индикаторов, показателей и критериев для оценки качества любого онлайн-курса
Исследование мирового опыта
02
Условия оценивания: как курсу будут 
начисляться баллы за каждый критерий
Апробированную на реальных курсах модель качества, готовую к использованию
(Антон Копылов)
Разрабатываем модель для оценки качества онлайн-
образования. Обсуждаем все критерии с EdTech-
экспертами.
Операционный директор Skillbox
03
Создание модели качества
Берём три образовательных онлайн-продукта и оцениваем по готовой модели. Делаем выводы, дорабатываем модель и настраиваем инструменты оценивания.
04
Тестирование и адаптация модели
Подводим итоги работы и публикуем результаты. Представляем готовую модель и выносим на обсуждение концепт рекомендательного сервиса на её основе.
В будущем эта модель сможет стать основой удобного рекомендательного сервиса для выбора онлайн-курса».
над проектом
работают
Презентация модели
Совместный проект Skillbox и НИУ ВШЭ
операционный директор
Антон Копылов
Руководитель методического отдела Skillbox
Марина Харахордина
руководитель программ образовательных практик
Кирилл Прудников
руководитель
клиентского опыта
Наталья Влодавская
ведущий эксперт Института
образования, руководитель
проекта
Кирилл Савицкий
заведующий Лабораторией
цифровой трансформации
образования
Иван Карлов
Команда Skillbox
Команда НИУ ВШЭ
завершили первый этап работы: исследование мирового опыта
«На этом этапе проекта наша рабочая группа провела анализ лучших мировых практик по оценке качества образовательных онлайн-продуктов:

1) Изучили научные работы исследователей образовательного опыта за последние 10 лет
2) Рассмотрели инструменты и модели для оценки качества, которые сейчас есть на коммерческом рынке
3) Выявили индикаторы качества в существующих моделях

Это помогло нам сформировать сильную теоретическую основу для дальнейшей работы и достижения финальной цели — создания универсального инструмента для оценки качества онлайн-обучения».
(Кирилл Савицкий)
Ведущий эксперт Института 
образования НИУ ВШЭ
мы изучили популярные стандарты
оценки
мы изучили популярные стандарты
оценки
iNACOL (США)
Набор из 5 групп стандартов с категориями для оценки качества. Ориентирован на онлайн-курсы и преподавание в области общего образования (К-12).
Quality Matters (США)
Комплексный инструмент для оценки разных уровней образования. Опирается на описание курса: введение, цели, технологии, активность студентов, системы поддержки и так далее.
TELAS (Австралия и Новая Зеландия)
Модель для самостоятельного анализа. Оценивает трек обучения, взаимодействие педагога со студентами, контент и другие критерии.
Оценочная карта OLC
Гайд для измерения и оценки элементов качества онлайн-программы. Помогает понять сильные и слабые стороны курса и запланировать улучшения. Доступна только для членов OLC.
Стандарты USDLA
Официальная аккредитация после оценки командой экспертов. В комиссию входят академические и технологические специалисты, знакомые со всем передовым опытом онлайн-обучения.
Стандарты EOCCS
Международная система сертификации. Допускает разные подходы и инструменты при создании курса, если разработчики могут объяснить их пользу и преимущества.
iNACOL (США)
Набор из 5 групп стандартов с категориями для оценки качества. Ориентирован на онлайн-курсы и преподавание в области общего образования (К-12).
Quality Matters (США)
Комплексный инструмент для оценки разных уровней образования. Опирается на описание курса: введение, цели, технологии, активность студентов, системы поддержки и так далее.
TELAS (Австралия и Новая Зеландия)
Модель для самостоятельного анализа. Оценивает трек обучения, взаимодействие педагога со студентами, контент и другие критерии.
Оценочная карта OLC
Гайд для измерения и оценки элементов качества онлайн-программы. Помогает понять сильные и слабые стороны курса и запланировать улучшения. Доступна только для членов OLC.
Стандарты USDLA
Официальная аккредитация после оценки командой экспертов. В комиссию входят академические и технологические специалисты, знакомые со всем передовым опытом онлайн-обучения.
Стандарты EOCCS
Международная система сертификации. Допускает разные подходы и инструменты при создании курса, если разработчики могут объяснить их пользу и преимущества.
успешные
кейсы
Больше кейсов и инструментов —
в полном тексте исследования
(Инициатива качественных
онлайн-курсов)
Изначально была внутренним проектом в Университете Иллинойса, но потом стала популярна во всём секторе университетского онлайн-образования в США.

Фокусируется на педагогическом дизайне, взаимодействии студентов, системах оценивания, ресурсах для поддержки обучения и — что важно — на обратной связи и пожеланиях студентов.

Главное преимущество инструмента: он бесплатный, а приобретение лицензии даёт возможность доработать и модифицировать систему оценивания.
(Обеспечение качества
при крупномасштабном производстве онлайн-курсов)
В основе инструмента — опыт разработки, внедрения и доработки онлайн-продуктов в Университете аэронавтики Эмбри — Риддла.

Модель построена на принципе интеграции и гипотезе, что все ресурсы института взаимодополняют друг друга. Так они обеспечивают качественное онлайн-обучение в соответствии с целями и миссией организации. Поэтому преподаватели
и методисты совместно работают над дизайном курсов.
(Оценка эффективности обучения
на онлайн-курсах)
Систему разработали и апробировали в одном из государственных университетов Гонконга. В исследовании приняли участие 113 студентов 1–2-х курсов, которые до этого не использовали онлайн-инструменты в обучении.

Эффективность оценивали по 4 критериям: дизайн курса, эффективность, методы оценки и результаты.

Модель планируют доработать, создав стандартные шаблоны оценочных анкет для студентов. Эти шаблоны будут встроены в LMS курса.
(Инициатива качественных
онлайн-курсов)
Изначально была внутренним проектом в Университете Иллинойса, но потом стала популярна во всём секторе университетского онлайн-образования в США.

Фокусируется на педагогическом дизайне, взаимодействии студентов, системах оценивания, ресурсах для поддержки обучения и — что важно — на обратной связи и пожеланиях студентов.

Главное преимущество инструмента: он бесплатный, а приобретение лицензии даёт возможность доработать и модифицировать систему оценивания.
(Обеспечение качества
при крупномасштабном производстве онлайн-курсов)
В основе инструмента — опыт разработки, внедрения и доработки онлайн-продуктов в Университете аэронавтики Эмбри — Риддла.

Модель построена на принципе интеграции и гипотезе, что все ресурсы института взаимодополняют друг друга. Так они обеспечивают качественное онлайн-обучение в соответствии с целями и миссией организации. Поэтому преподаватели и методисты совместно работают над дизайном курсов.
(Оценка эффективности обучения
на онлайн-курсах)
Систему разработали и апробировали в одном из государственных университетов Гонконга. В исследовании приняли участие 113 студентов 1–2-х курсов, которые до этого не использовали онлайн-инструменты в обучении.

Эффективность оценивали по 4 критериям: дизайн курса, эффективность, методы оценки и результаты.

Модель планируют доработать, создав стандартные шаблоны оценочных анкет для студентов. Эти шаблоны будут встроены в LMS курса.
что мы выяснили
(Вывод 1)
мы уже используем эти выводы в разработке нашей модели
Большинство моделей оценивания онлайн-
курсов фокусируются на схожих темах. Чаще всего исследователи смотрят на эти критерии качества:
(Вывод 2)
Качество онлайн-курса важно оценивать на всех этапах его существования.

Например, в работе Mona Ternus выделяются 4 основных этапа, на которых возможно управлять качеством курса: разработка структуры, создание контента, организация процесса, получение образовательного результата.
(Вывод 3)
Модели оценки качества могут основываться на разных аспектах и индикаторах. Они во многом зависят от специфики организаций и образовательного контекста в конкретных странах. Поэтому ни одну из них нельзя заимствовать полностью.
Представленность категорий качества образовательных онлайн-программ в ведущих моделях оценки качества
скачать полный текст исследования
© 2024 Skillbox
Нажимая на кнопку, я соглашаюсь
на обработку персональных данных
Вы познакомитесь с лучшими практиками в оценке онлайн-обучения, а также будете первыми узнавать о завершении новых этапов работы над моделью.