Дайджест образования Skillbox
Команда развития EdTech-продуктов Skillbox запускает дайджест для профессионалов образовательного рынка — методистов, продюсеров, предметных экспертов, учителей, кураторов, проджект-менеджеров, L&D- и T&D-менеджеров и других представителей профсообщества
В первом выпуске дайджеста вы узнаете:
1
В чём разница между адаптивностью и персонализацией обучения
2
Как дистанционно научить студентов профессии, суть которой заключается в работе офлайн
3
Как изменилось качество приёма в вузы
4
Почему цифровым образовательным платформам стоит думать об этике и другие темы
Мы сделали этот дайджест,
чтобы поделится важными изменения в образовательной сфере за последнее время
Подборка новостей, событий, исследований, мнений будет выходить ежеквартально.
Персонализация обучения
Продюсерам / проджектам / владельцам продуктов в EdTech
Методистам / педдизайнерам
Представители высшего образования
L&D / T&D
На что важно обратить внимание всем
Содержание
Продюсерам / проджектам / владельцы продуктов в EdTech
Персонализация обучения
Методистам / педдизайнерам
Представителям высшего образования
L&D / T&D
На что важно обратить внимание всем
Подписаться на рассылку
Подборка новостей, событий исследований, мнений будет выходить ежеквартально.
Персонализация обучения — новая реальность EdTech
Развитие технологий оказывает большое влияние на трансформацию образования. Эксперты и компании утверждают, что технологические достижения позволяют создавать образовательные программы
с персонализированным и нелинейным подходом более эффективно и делать их массовыми, основываясь на анализе большого количества данных и цифровых следов пользователей.
Основная сложность состоит в том, как реализовать стратегии по персонализации образования и сделать их массовыми.
Но сначала о том, как понимается этот подход.
Персонализированное обучение
Это зонтичный термин, который описывает стратегии и методологии построения образования в соответствии с индивидуальными потребностями каждого студента. Этот подход считается эффективным, потому что так студенты лучше усваивают информацию, более мотивированы и быстрее достигают прогресса в обучении.
Нелинейный трек встроен в эту парадигму:
В отличие от традиционных линейных образовательных программ, которые следуют установленному учебному плану, нелинейные предоставляют учащимся большую гибкость и возможность выбора в процессе обучения — чтобы концентрироваться на проработке слабых мест в знаниях и навыках каждого конкретного студента.
Технологичный подход
нередко сводит персонализацию к адаптивности, которая довольно легко достигается современными цифровыми решениями. Однако адаптивность — это часть большого проекта по персонализации обучения, а не её замена.
Адаптивными называют
обучающие системы, которые, опираясь на алгоритмы анализа данных, позволяют определить, на какой контент и методы обучения студенты лучше всего реагируют.
Персонализированное обучение
Это создание и применение образовательных методов и технологий, чтобы процесс обучения подходил каждому студенту.
Как подчёркивает глава International Society for Technology in Education Ричард Кулатта, у персонализации есть специфические черты — и не каждое адаптивное технологическое решение автоматически приводит к персонализации.
Ричард Кулатта
«Есть множество инструментов адаптивного обучения, софта или компьютерной адаптивности, и это замечательно. Оно, конечно, может быть элементом более широкого персонализированного обучения, но, если вы просто покупаете программное обеспечение, которое адаптируется на основе некоторых вопросов, задаваемых ребёнком на экране, это не считается персонализированным обучением».
Отсюда вытекает проблема данных: какой тип данных необходим для того, чтобы строить персонализированное обучение?
Джеми Мартинес в своём тексте предлагает развести 2 группы данных: big data и little data.
Big data
представляет собой информацию о пользователях, которые полезны в работе больших компаний. Например, они позволяют книжному магазину предлагать рекламу книг людям, основываясь на их поведении на платформах. Да, это полезно в образовании, но это не персонализация.
Little data
обеспечивает более детальные сведения о пользователе для построения персонализированного трека.
Джеми Мартинес
«Анализ little data может помочь студентке узнать кое-что о своих привычках чтения. Склонна ли она читать больше страниц по утрам? Какие слова она выделяла, чтобы посмотреть в словаре? Сколько раз она перечитывала одну и ту же главу?»
Совмещение технологических решений и индивидуальности студентов — одна из главных проблемных точек персонализации образования, что делает этот проект сложным и требующим глубокой рефлексии.
  • Что понимать под персонализацией?
  • Как её реализовать?
  • Можно ли сделать персонализированное обучение массовым?
  • Какова стоимость таких решений?
Все эти вопросы волнуют современных экспертов, методологов, бизнесменов и менеджеров образования. Сейчас мы переходим в постковидную эпоху: массовое принятие онлайн-формата обучения произошло, теперь очередь больших технологических сдвигов.
Персонализация обучения состоит в перестройке образовательных платформ
Когда за внимание человека конкурируют стриминг-сервисы, видеоигры и социальные сети, образование должно обращаться к инструментам вовлечения, которые работают благодаря персонализации — но являются намного более сложными. Также персонализация позволяет быстрее достигать образовательных и карьерных результатов, потому что обучение учитывает особенности студента и приобретает характер стратегии.
HolonIQ изложила в своем отчёте «Образование в 2030-м» 5 сценариев развития образования. В нём подчёркивается трансформация LMS: от менеджмента к интеракции студента с платформой. Здесь важным элементом будет персонализация и доступность. Подробнее о 5 сценариях — на Skillbox Media.
В статье на LXD hero можно почитать о том, что представляют собой технологии персонализации обучения на данный момент, а также о плюсах и минусах их внедрения. А вот свежая статья Дмитрия Крутова о будущем образовательных платформ (спойлер: они будут адаптивными).
Нелинейное обучение помогает воспитывать нелинейное мышление — так считают британские специалисты в образовании. Новые вызовы экономики, экологии и технологий требуют от людей быстрой адаптации и постоянного обновления скил-сета. Опыт нелинейного обучения помогает настраиваться на такую реальность.
В российских университетах также внедряются системы персонализации. Например, ИТМО утвердил образовательные стандарты, которые будут донастраиваться с учётом личных качеств и интересов студентов. Skillbox Media — об опыте внедрения персонализации в других институциях.
Петр Мазаев
«Я бы немного изменил определение "персонализированное обучение". Мы часто путаем в русском языке (и в английском тоже) 2 понятия: персонализированное и индивидуализированное обучение.

В первом случае, согласно концепции Марзана и многих других, самое главное — это агентность ученика или студента. Я сейчас говорю о том, когда студент ставит себе цели. То есть главная мысль — что персонализированное обучение хорошо работает, когда оно отвечает заявленным целям ученика. И тогда будет работать и всё остальное, что подстраивается под его цели.

Вот в этом смысле адаптивность обучения — это непременно важная часть персонализированного обучения, без которой нельзя никуда двинуться».
историк, координатор IB DP в Европейской гимназии, заведующий гуманитарной кафедрой школы Le Sallay Диалог.
Важное для продюсеров, проджектов и владельцев продуктов в EdTech
В конце 2022-го на EdCrunch подвели итоги года для мирового EdTech, а компания McKinsey представила список бизнес-тенденций мирового рынка EdTech (в части взрослого онлайн-образования), за которыми стоит следить в 2023 году.
Среди них — ориентация на В2В-рынок и фокус на развитии карьеры студентов. А Европейский альянс EdTech представил тренды EdTech-рынка Европы (краткий пересказ выводов — здесь).
Про бизнес-тренды
На vc.ru вышло интервью с сооснователем MEL Science — это образовательный проект с российскими корнями, но работает он на международном рынке.
Сергей Сафонов рассказал много интересного о том, как разрабатывается продукт и как вообще найти хорошую идею для EdTech-стартапа, что из маркетинга сработало, а что нет, каково это — выйти «мимо России» сразу на международный рынок.
Про успешный опыт
Подкаст «А что, если?»: мы так и не поняли, чему учить и учиться в будущем?
Сейчас EdTech учит всех программированию и веб-дизайну — но будут ли эти навыки нужны через 5−10 лет? Мир же меняется! Мнения Сергея Попкова, директора по развитию бизнеса Skillbox, и Анны Степановой, директора по образовательным проектам VK.
Что посмотреть и послушать
Подкаст «Эксперто Патронум»: как продвигать образовательные продукты
Андрей Комиссаров из «Университета 2035» рассказывает, как может быть устроен дата-центричный дизайн в контексте доказательного подхода к обучению, когда на основе данных можно подтверждать, что учащийся способен перейти к новой деятельности. Интересные исследования.
ФКН ВШЭ: опыт Яндекса в построении академических программ и партнёрств с вузами
Сергей Бражник, руководитель Новосибирского офиса разработки Яндекса, рассказывает про знаменитую Школу анализа данных (ШАД), а заодно — как вместо онлайн-курсов Яндекс стал предлагать вузам хендбуки (электронные учебники).
Easygenerator: Стелла Ли о роли этики в EdTech
Стелла Ли, EdTech-консультант из Канады, призывает EdTech-сообщество задуматься об этических вопросах. И нет, речь не только про защиту данных — тут всё глубже.
Важное для методистов и педдизайнеров
Евгений Осин
Заместитель заведующего международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ рассказывает, как связаны внешняя и внутренняя мотивация учащихся, как поменять один вид мотивации на другой и каким образом всё это связано с образовательной средой.
Соня Смыслова
Сооснователь и куратор программ School of Education, автор книги «Проектирование образовательного опыта» объясняет:

«Для многих стресс, к сожалению, стал нормой. Но учиться полноценно в таком состоянии крайне трудно. Что могут сделать для облегчения этой задачи педдизайнеры?»
Эндрю Уотсон
Педагог и популяризатор нейронаук в своей колонке предупреждает об интересном эффекте. Обучение по теме, в которой учащиеся и так эксперты, может иметь свои особенности. Дело в том, что их предварительные знания могут не облегчить, а усилить когнитивную нагрузку. Есть над чем подумать!
Пэтти Шэнк
Всемирно известный педдизайнер делится правилами создания хороших обучающих видео.

Всё — на основе принципов Ричарда Майера, профессора психологии и одного из основоположников когнитивной теории мультимедийного обучения (CTML).
Как студентов дистанционного курса по-настоящему ввести в профессию, суть которой заключается в работе офлайн, да ещё и в команде, а не в одиночку? Тут может помочь проектно ориентированное обучение. Как применить этот подход в курсе, раскрывается в кейсе Skillbox.
Кейс:
Проектно ориентированное обучение в курсе
Основные принципы проектирования проектно ориентированного обучения:
Аутентичность
Задача, которая решается в проекте, должна быть важной для учащихся, а процесс решения и результат — соответствовать требованиям реальной жизни.
Поэтапность
В процессе создания проекта студенты проходят определённую последовательность, нарушать которую нельзя.
Ограничения
Как и в жизни, у проекта есть заданные для участников условия, регламент выполнения того или иного этапа, а также временные рамки.
Обратная связь
В процессе необходимы рефлексия и качественное обсуждение полученных результатов.
Проектирование обучения с применением модели педдизайна 4C/ID в высшем образовании
Научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Елена Другова рассказывает, что представляет собой модель 4C/ID для обучения сложным когнитивным навыкам, каковы её теоретические основы и как, собственно, проектировать по ней образовательные программы. Подробнее про 4C/ID можно будет узнать из книги, которая скоро выйдет на русском языке при содействии Skillbox.
Что посмотреть и послушать
Подкаст «Обучение между делом»: как делать образовательные подкасты
Артур Белостоцкий, шеф-редактор историй «Тинькофф», продюсер и редактор подкастов, сооснователь студии, которая выпускает подкасты, рассуждает, можно ли обучать с помощью этого аудиоформата или это всё-таки что-то «для прокрастинации», потому что аудиоконтент всегда потребляется вполуха. И как вообще объяснять без визуальных образов сложные вещи.
Важное для представителей высшего образования
ВШЭ представила результаты мониторинга качества приёма в вузы России в 2022 году.
Вот несколько ключевых трендов:
Средний балл поступивших снизился. Авторы мониторинга объясняют это ростом числа бюджетных мест, благодаря чему в вузы прошли те, кто раньше не смог бы.
На гуманитарных и социально-экономических специальностях учатся в основном платно.
В платном приёме наблюдается
переориентация на более
дорогие — и, предположительно,
более качественные — программы.
На «Экономику» и «Международные отношения» спрос платных абитуриентов в этом году упал, а на «Юриспруденцию» продолжает расти.
Ещё один лидер роста спроса на платное обучение — «Реклама и связи с общественностью».
Судя по опросу ВЦИОМ, доля россиян, считающих университетское образование значимым, за 3 года не только не упала, но даже выросла на 16%.
Однако отношение зависит от возраста: молодёжь склонна меньше ценить дипломы. А экономисты ВШЭ на основе анализа данных мониторинга приёма в вузы пришли к выводу, что спрос упёрся в потолок. При этом в доступе
к качественному образованию растёт неравенство.
Что происходит со спросом на высшее образование
Один из недавних выпусков «Мониторинга экономики образования» ВШЭ посвящён нагрузке преподавателей вузов. Исследование показало, что с 2019 года она выросла: 42% преподавателей ведут сразу по 3−5 дисциплин и 44% — свыше 6 дисциплин. А исследование партнёрской сети вузов «Университетская национальная инициатива качества образования» выявило, что 47% преподавателей чувствуют себя сильно утомлёнными.
Как работают преподаватели вузов
На Edsurge описана модель работы 2 частных вузов США, в каждом из которых учится более 100 000 студентов в режиме онлайн. Организация процесса больше похожа на то, как работают онлайн-платформы с курсами, и это даёт возможность каждому учиться в своём темпе.
Кроме преподавателей, есть помощники-ассистенты и «оценщики» для проверки «домашек». Представители академического сообщества эту модель критикуют, а вот у студентов она, судя по цифрам приёма, очень популярна.
Как университеты отвечают на запрос о гибком образовании
Исследовательская компания HolonIQ представила результаты ежегодного опроса руководителей университетов о цифровой трансформации. С прошлого года выросла с 50 до 69% доля тех, кто назвал цифровую трансформацию одной из своих самых больших проблем. Отчасти в этом виновато сокращение бюджетов (48%), но, кроме того, руководители всё больше осознают нехватку цифровых навыков у сотрудников, а также то, что многие процессы и процедуры в вузах просто не оптимизированы для «цифры».
Как идёт цифровизация вузов: западный опыт
Виктор Болотов
«Исследования по цифровизации вузов, безусловно, важны сегодня научному сообществу. Уже очевидно, что цифровизация — такая же значительная веха и будет иметь (да уже имеет!) громадное трансформационное значение.

Однако говорить про будущее в ситуации, когда почти каждый год летают "черные лебеди", которые просто меняют картину мира, тяжело. Я сомневаюсь в том, что дидактика для цифрового пространства будет единой. Может, ситуация стала настолько неоднородной, что будет много разных дидактик».
научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ
Важное для L&D и T&D
Американская образовательная компания Skillsoft, которая предлагает 12 тысячам корпоративных клиентов свыше 180 тысяч онлайн-курсов по разным направлениям, поделилась аналитикой — чему учились её пользователи в 2022 году. Так, среди IT-тематик самая популярная — облачная безопасность, а среди коммуникативных навыков — письменная коммуникация и работа с неосознанными предубеждениями. Короткий обзор можно прочитать здесь.
Какие темы обучения в топе
Большой опрос бизнес-лидеров и L&D-лидеров, проведённый британской компанией MindTools, показал, что руководители бизнес-подразделений не видят ценного вклада L&D-функций в задачи компаний, а представители L&D-функций не связывают стратегические цели своих компаний с планами по обучению сотрудников. Вывод: L&D надо учиться говорить с бизнесом на одном языке. Вроде бы и так очевидно, но, видимо, реально это пока мало кто практикует (в России тоже).
В чём главная проблема L&D
Сразу 2 исследования вышли о состоянии корпоративного обучения в России. Какова общая ситуация с этим направлением, кто в компаниях принимает решения о корпоративном обучении, по каким направлениям и у каких провайдеров чаще всего учатся, проанализировали эксперты Lerna.ru. Агентство Smart Ranking совместно с группой «Актион» представили отчёт о качестве обучения в крупных российских корпорациях.
Подходы к корпоративному обучению в России
Микрообучение будет использоваться ещё активнее, и его можно будет делать на базе ИИ, считают авторы отчёта американского сообщества профессионалов в сфере электронного обучения The Learning Guild.
Эксперт мирового уровня в сфере управления талантами Джош Берсин констатировал появление нового поколения платформ для корпоративного обучения. И сразу несколько других известных американских экспертов призывают L&D переключиться с бесконечной «штамповки» новых курсов на грамотное кураторство тех, что уже есть.
Ещё несколько трендов
На что важно обратить внимание всем
Чему учить?
«Аналитики из Burning Glass Institute, Business-Higher Education Forum (BHEF) и издательство Wiley изучили более 200 миллионов объявлений о вакансиях в США и составили отчёт о 4 группах навыков, востребованность которых быстро растёт во многих отраслях экономики одновременно.
Следовательно, этим навыкам важно учить всех.
Скорее всего, похожие тренды можно наблюдать и на нашем рынке. Краткую выжимку выводов из отчёта можно прочитать здесь. Coursera тоже назвала наиболее актуальные в 2023 году профессиональные навыки, а эксперты McKinsey сообщили о революции навыков в целом.
Нужны ли МООК вузам?
В журнале «Высшее образование в России» вышло исследование об отношении преподавателей вузов к массовым открытым онлайн-курсам. Если точнее, то исследователи хотели выяснить, почему преподаватели редко их используют в своих программах.
Исследование основано на интервью с преподавателями и на опросе в рамках Мониторинга экономики образования. В результате удалось выяснить 6 распространённых причин «нелюбви» к МООК, а ещё — выделить тип преподавателей, которые всё же считают МООК полезными и включают их как отдельные модули в свои курсы. Коротко о выводах можно прочитать здесь.
Делает ли цифровизация образование лучше?
Как цифра уже сейчас помогает персонализировать обучение, формировать практические навыки, оценивать компетенции преподавателей и качество контента? На какой стадии цифровой зрелости сейчас находятся российские вузы и школы?
Какие риски влечёт цифровизация образования
(да, без них не обходится) и какие этические вопросы ставит перед теми, кто её проводит?
Об этом представители EdTech и академического образования поговорили на митапе Skillbox.
Вот репортаж с ключевыми идеями.
Подкаст «Сила тока»: цифровизация образования — плюсы и минусы
Сергей Вищипанов, генеральный директор платформы «Факультетус», которая связывает вузы и студентов с представителями рынка труда, считает, что цифровизация образования сейчас упирается в мифы и уходит «не туда».
Что посмотреть и послушать
Подкаст «Мегапьютер Интеллидженс»: дата-центричный дизайн в доказательном обучении
Андрей Комиссаров из «Университета 2035» рассказывает, как может быть устроен дата-центричный дизайн в контексте доказательного подхода к обучению, когда на основе данных можно подтверждать, что учащийся способен перейти к новой деятельности. Интересные исследования.
Влияние голоса лектора на обучение
Голос лектора (тембр, громкость) и особенности его речи могут влиять на эффективность обучения? Обзор нескольких разных исследований показывает, что в голосе и речи есть нюансы, действительно важные для учащихся и даже для того, как они запоминают информацию. Кое-что, конечно, ещё требует уточнения, но всё равно выводы любопытные.
Очерёдность подачи теории и решения задач
Есть разные подходы к преподаванию: можно сначала разжевать теорию и только после этого дать задачи для самостоятельного решения или, наоборот, сначала дать студентам поломать голову над задачей, а уже потом объяснить теорию. Исследователи выясняли, какой вариант эффективнее и как в эту последовательность встроить этап объяснения правильного способа решения.
Особенности обучения людей старшего возраста
Чему чаще всего учатся люди старшего возраста и есть ли связь между результатами их обучения и возрастом? В рамках мониторинга экономики образования вышла аналитика с разделом про обучение людей в возрасте 50+.

Она составлена на основе данных об участии
людей в программах с господдержкой
(«Содействие занятости», «Старшее поколение»).
Заметно, что даже в госпрограммах этот сегмент охвачен обучением меньше остальных.
Ключевые события:
Сотрудничество направлено на качественное развитие рынка образовательных услуг.
Компания выделила офлайн-школы в отдельное бизнес-направление.
Её официальный перевод готовит Skillbox. Получить книгу желающие смогут бесплатно.
Подписаться на рассылку
Мы используем файлы cookie, для персонализации сервисов и повышения удобства пользования сайтом. Если вы не согласны на их использование, поменяйте настройки браузера.
Премии Рунета
2018, 2019, 2020, 2021
© Skillbox, 2023