Персонализация обучения — новая реальность EdTech
Развитие технологий оказывает большое
влияние на трансформацию образования. Эксперты и компании утверждают, что технологические достижения
позволяют создавать образовательные программы
с персонализированным и нелинейным подходом более эффективно и делать их массовыми, основываясь на анализе большого количества данных и цифровых следов пользователей.
Основная сложность состоит в том, как реализовать стратегии по персонализации образования и сделать их массовыми.
Но сначала о том, как понимается этот подход.
Персонализированное обучение
Это зонтичный термин, который описывает стратегии и методологии построения образования в соответствии с индивидуальными потребностями каждого студента. Этот подход
считается эффективным, потому что так студенты лучше усваивают информацию, более мотивированы и быстрее достигают прогресса в обучении.
Нелинейный трек встроен в эту парадигму:
В отличие от традиционных линейных образовательных программ, которые следуют установленному учебному плану, нелинейные предоставляют учащимся большую гибкость и возможность выбора в процессе обучения — чтобы концентрироваться на проработке слабых мест в знаниях и навыках каждого конкретного студента.
Технологичный подход
нередко сводит персонализацию к адаптивности, которая довольно легко достигается современными цифровыми решениями. Однако адаптивность — это часть большого проекта по персонализации обучения, а не её замена.
Адаптивными называют
обучающие системы, которые, опираясь на алгоритмы анализа данных, позволяют определить, на какой контент и методы обучения студенты лучше всего реагируют.
Персонализированное обучение
Это создание и применение образовательных методов и технологий, чтобы процесс обучения подходил каждому студенту.
Как
подчёркивает глава International Society for Technology in Education Ричард Кулатта, у персонализации есть специфические черты — и не каждое адаптивное технологическое решение автоматически приводит к персонализации.
«Есть множество инструментов адаптивного обучения, софта или компьютерной адаптивности, и это замечательно. Оно, конечно, может быть элементом более широкого персонализированного обучения, но, если вы просто покупаете программное обеспечение, которое адаптируется на основе некоторых вопросов, задаваемых ребёнком на экране, это не считается персонализированным обучением».
Отсюда вытекает проблема данных: какой тип данных необходим для того, чтобы строить персонализированное обучение?
Джеми Мартинес в своём
тексте предлагает развести 2 группы данных: big data и little data.
Big data
представляет собой информацию о пользователях, которые полезны в работе больших компаний. Например, они позволяют книжному магазину предлагать рекламу книг людям, основываясь на их поведении на платформах. Да, это полезно в образовании, но это не персонализация.
Little data
обеспечивает более детальные сведения о пользователе для построения персонализированного трека.
«Анализ little data может помочь студентке узнать кое-что о своих привычках чтения. Склонна ли она читать больше страниц по утрам? Какие слова она выделяла, чтобы посмотреть в словаре? Сколько раз она перечитывала одну и ту же главу?»
Совмещение технологических решений и индивидуальности студентов — одна из главных проблемных точек персонализации образования, что делает этот проект сложным и требующим глубокой рефлексии.
- Что понимать под персонализацией?
- Как её реализовать?
- Можно ли сделать персонализированное обучение массовым?
- Какова стоимость таких решений?
Все эти вопросы волнуют современных экспертов, методологов, бизнесменов и менеджеров образования. Сейчас мы переходим в постковидную эпоху: массовое принятие онлайн-формата обучения произошло, теперь очередь больших технологических сдвигов.
Персонализация обучения состоит в перестройке образовательных платформ
Когда за внимание человека конкурируют стриминг-сервисы, видеоигры и социальные сети, образование должно обращаться к инструментам вовлечения, которые работают благодаря персонализации — но являются намного более сложными. Также персонализация позволяет быстрее достигать образовательных и карьерных результатов, потому что обучение учитывает особенности студента и приобретает характер стратегии.
HolonIQ
изложила в своем отчёте «Образование в 2030-м» 5 сценариев развития образования. В нём подчёркивается трансформация LMS: от менеджмента к интеракции студента с платформой. Здесь важным элементом будет персонализация и доступность.
Подробнее о 5 сценариях — на Skillbox Media.
В статье на LXD hero можно
почитать о том, что представляют собой технологии персонализации обучения на данный момент, а также о плюсах и минусах их внедрения. А вот свежая
статья Дмитрия Крутова о будущем образовательных платформ (спойлер: они будут адаптивными).
Нелинейное обучение помогает воспитывать нелинейное мышление — так
считают британские специалисты в образовании. Новые вызовы экономики, экологии и технологий требуют от людей быстрой адаптации и постоянного обновления скил-сета. Опыт нелинейного обучения помогает настраиваться на такую реальность.
В российских университетах также внедряются системы персонализации. Например, ИТМО
утвердил образовательные стандарты, которые будут донастраиваться с учётом личных качеств и интересов студентов. Skillbox Media — об
опыте внедрения персонализации в других институциях.
«Я бы немного изменил определение "персонализированное обучение". Мы часто путаем в русском языке (и в английском тоже) 2 понятия: персонализированное и индивидуализированное обучение.
В первом случае, согласно концепции Марзана и многих других, самое главное — это агентность ученика или студента. Я сейчас говорю о том, когда студент ставит себе цели. То есть главная мысль — что персонализированное обучение хорошо работает, когда оно отвечает заявленным целям ученика. И тогда будет работать и всё остальное, что подстраивается под его цели.
Вот в этом смысле адаптивность обучения — это непременно важная часть персонализированного обучения, без которой нельзя никуда двинуться».
историк, координатор IB DP в Европейской гимназии, заведующий гуманитарной кафедрой школы Le Sallay Диалог.