Выпуск №1. Декабрь 2020 г.
Перед вами дайджест Skillbox — первый дайджест онлайн-образования для профессионалов: методистов, маркетологов, преподавателей, продюсеров и всех, кто делает и интересуется EdTech. Каждый месяц мы будем собирать для вас актуальные новости, кейсы, колонки, исследования, мнения, подкасты, мероприятия, а также читать англоязычные статьи и давать краткую выжимку всего самого важного в одном месте.

Главная тема первого выпуска — тренды EdTech на 2021 год. Из выпуска вы узнаете: как помочь студентам учиться эффективнее, что нового (и важного) произошло в российском онлайн-образовании за последнее время, как правильно продавать образование, как бесплатно спроектировать онлайн-курс без регистраций и СМС и многое другое.
Главная тема: Тренды EdTech на 2021 год
Хорошая новость для всех, кто занимается EdTech: по данным аналитической компании HolonIQ, с 2019 по 2025 год мировой рынок EdTech вырастет в 2,5 раза и достигнет $404 млрд. Таким образом, расходы на EdTech и цифровые технологии составят 5,2% от мирового рынка образования, который будет оценивать в $7,3 трлн в 2025 году — это весьма перспективно для сравнительно молодой индустрии.

В первую очередь такой рост связан с внедрением новых технологии в образовательный процесс. Пандемия COVID-19 лишь ускорила темпы развития: классическое образование было вынуждено оперативно перейти в режим дистанционного обучения и «‎обучиться» новым методам работы‎.
Каким будет EdTech в ближайшем будущем? Прогнозы и тренды
  • Поведенческие модели меняются в сторону домашнего обучения, самообучения и взаимного обучения. Физическая среда стала играть еще меньшую роль (EPAM).
  • Образовательный e-commerce по модели подписки расширят свои охваты (EPAM).

  • У каждого учащегося разная скорость обучения, способности и подход к работе. Поэтому индустрии образования приходится постоянно к этому адаптироваться. Большую роль в этом сыграют большие данные и искусственный интеллект (Wire19).
  • Иммерсивное обучение продолжает развиваться, потому что AR и VR с каждым годом становятся доступнее. Google Earth VR, Google Expeditions, Titans of Space и другие приложения позволяют узнавать мир, не выходя из дома (Digital Marketing Institute).


Валентин Пановский
Head of data processing department Skillbox
Адаптироваться приходится не только самой индустрии, но еще и отдельно взятому процессу обучения. Дальнейшее развитие получат так называемые ALS (Adaptive Learning Systems) — системы, которые на основе больших данных и накопленного цифрового следа подстраиваются под конкретного студента.


Евгения Герман
Заместитель операционного директора / Dep. COO Skillbox
Между бизнесом, образованием и государством формируются и укрепляются связи. Фундаментальное образование становится гибче и практичнее, при этом сохраняя свойственную ему академичность. Благодаря таким изменениям появляется все более безопасное и дружелюбное поле для исследований и научной деятельности.
За этот год люди устали от онлайна. Поэтому будет расти спрос на смешанные и офлайн-программы. Далее обстановка начнет выравниваться: спрос на бизнес-образование будет умеренно расти, тренд на непрерывное образование усилится.
Форматы образовательных программ будут стремиться к тому, чтобы сократить срок производства и доставки контента. Например, сейчас «срок годности» программы по маркетингу — до следующего обновления соцсетей. А срок актуальности навыка разработчика — до релиза фреймворка получше.


Марина Харахордина
Руководитель по академическому качеству Skillbox
Думаю, мы скоро придем к тому, что каждый педагог будет знать как и иметь возможность использовать в своей работе цифровые инструменты: Zoom, Miro, Padlet, Google Classroom. И тогда обучение в онлайне перестанет быть испытанием для учителей, школьников и их родителей, а станет полноценным форматом обучения в 2021 году.


Дмитрий Крутов
CEO Skillbox
Сейчас EdTech наиболее эффективен в школьном и дополнительном образовании. Но в скором времени технологии начнут проникать и в традиционные образовательные форматы.
В идеале образование должно прийти к смешанному формату, где не будет разграничения на онлайн и офлайн. Наоборот, EdTech-компании и вузы будут помогать друг другу: например, у нас студент будет изучать дисциплину, сдавать по ней экзамен, а затем подтверждать полученные навыки на практических занятиях в университете.
Вероятнее всего, в будущем изменится весь ландшафт рынка, и мы с вузами станем решать разные задачи. Мы будем предоставлять эффективный контент и искать интересные методы работы с учеником — вузы же останутся тем местом, которое связывает практикующих специалистов, представителей академических наук и самих студентов. Эта контактная среда должна остаться прерогативой вузов: ведь изначально они и были созданы для того, чтобы объединять людей.
Для методистов и преподавателей
Что интересного

Женщины гораздо чаще берут на себя большую часть обязанностей по дистанционному обучению, чем мужчины, говорится в отчете Global Consumer Trends: Economy Edition компании Dynata. Например, 75% женщин с детьми в возрасте от 5 до 10 лет сообщают, что именно они ответственны за результаты и эффективность дистанционного обучения своих детей. Среди мужчин об этом же заявили лишь 55% респондентов.

Навык педагогического дизайна — что это и как он помогает учить людей. Руководитель отдела методологии облачного сервиса для командной работы Granatum Solutions Йудит Вайнштейн-Грос рассказала, как оформлять обучающие материалы и показала правила на конкретных примерах.

Методисты Skillbox, Skyeng и других образовательных компаний создали «Скиллсет методиста». Документ поможет выстроить работу над образовательным продуктом и определить векторы развития для профессионалов. 

Как помочь студентам лучше учиться
На Financial Times вышла подборка советов, основанных на исследованиях. Пересказываем важное:
1
Проводите занятия утром. Наиболее успешными оказываются студенты, которые начинают обучение раньше в течение дня.
2
Поощряйте конспекты. Делать заметки ручкой на бумаге эффективнее, потому что так студент обрабатывает информацию и перефразирует услышанное.
3
Следите за концентрацией студентов. Многозадачность вредит обучению.
4
Визуализируйте информацию и учите этому навыку. Рисование диаграмм и инфографики помогает лучше обрабатывать и запоминать информацию.
Что посмотреть и послушать
  • Новый подкаст про осознанный подход к публичным
    выступлениям.
  • Интервью Светланы Миронюк с Екатериной Шульман для «РБК Тренды» про массовое образование в онлайне.
Для продюсеров, проджект-менеджеров и владельцев продуктов
Что интересного

ИТ- и инженерные компании все еще испытывают трудности с привлечением талантливых выпускников. По данным опроса Institute of Student Employers (Великобритания), работодателям все еще сложно найти специалистов, которые помогут устранить разрыв в цифровых навыках.

Компания Smart Ranking и ИТ-холдинг TalentTech составили рейтинг 45 крупнейших российских EdTech-компаний. Итоги подготовили по второму кварталу 2020 года. Топ-3: Skillbox, SkyEng и «Нетология-групп».

Ребята из Vigvam рассказали, как за две недели запустили школьный онлайн-лагерь без вложений. Сам проект работает с весны, и у команды уже появился первый корпоративный клиент. В материале рассказали, как продвигались, как строили бренд и с какими сложностями столкнулись.

Рособрнадзор выступил за лицензирование онлайн-образования. В интервью глава ведомства Анзор Музаев рассказал: «Мы были однозначно за введение этой нормы. С одной стороны, онлайн-образование действительно может быть качественным: это новая реальность, в которой мы все уже живем. С другой, мы все хорошо запомнили 90-е годы, когда открылись тысячи частных вузов и филиалов. Дипломы этих учреждений можно было приобрести чуть ли не на базаре».
Что посмотреть и послушать
  • Дискуссия Harvard Club of Russia про рынок онлайн-образования, венчурные инвестиции в индустрию и перспективы ее развития.
  • Новый выпуск подкаста «Списать не получится» с Алисой Безман, директором по исследованиям в проекте Edutainme и одной из основателей проекта по смешанному обучению в Троицке «ТроЕктория».
  • Выпуск подкаста LX Talks с Марией Белоглазовой, руководителем отдела развития Skyeng.
Какую роль технологии играют
в образовании?
Источник: Tech Edvocate.
  • Преподаватели могут доставлять контент ученикам в любом месте и в любое время. Кроме того, учащиеся приобретают базовые навыки по обращению с программами, с которыми они столкнутся к будущей карьере.
  • Можно оперативно корректировать учебные цели на каждом уровне обучения и под конкретные потребности учащихся.
  • Технологии упрощают взаимодействие с аудиторией. Онлайн-трансляции, аудио- и видеоконференции, виртуальные доски и другие инструменты значительно расширяют возможности преподавателя.
Для маркетологов, PR- и SMM-менеджеров, а также для всех, кто продвигает образование
Что интересного

В 2021 году число пользователей TikTok превысит 1 млрд. К таким выводам пришли аналитики AppAnnie.

Instagram увеличит продолжительность прямого эфира до 4 часов. Можно будет сохранять трансляции на 30 дней.

Директор по цифровому маркетингу Альберт Усманов поделился тезисами, приемами и принципами для продвижения личного бренда, о которых узнал на курсе СКОЛКОВО. Например, в конце первого модуля студенты разрабатывают SWOT-анализ себя и проходят тест Gallup Clifton StrengthsFinder, который помогает найти свои сильные стороны.

Как продавать образование
Генеральный директор компании Interactive Center (услуги контакт-центров) в колонке на vc.ru рассказал, как подход к продажам в EdTech отличается от других отраслей. Кратко пересказываем суть.
  • Люди отдают предпочтение тем, кому доверяют.
  • Личный бренд основателя напрямую связан с репутацией компании. Экспертность играет важную роль, и ее нужно постоянно доказывать.
  • Говорите с клиентом на одном
    языке.
  • Четко осознавайте аудиторию, с которой работаете.
  • Бесплатный контент — точка входа в продукт, которая помогает оценить преимущества на личном опыте.
  • Общайтесь с клиентом там,
    где ему удобно.
  • Работайте с отзывами: хорошие собирайте, а на негативные реагируйте.
  • Найдите «боли» клиента, чтобы не потерять его на одном из этапов воронки.
  • У разных каналов лидогенерации разная степень готовности к покупке.
  • Научитесь объяснять людям, как вы решите их проблемы.
Что посмотреть и послушать
  • Выпуск подкаста «Либо выйдет, либо нет», где рассказывают, как обезопасить аккаунт от злоумышленников.
  • Конференция «Яндекса» о том, как люди и технологии переплетаются в образовании.
Календарь мероприятий
3 – 4 декабря
Это первый российский фестиваль, посвященный креативным индустриям. В этом году билеты впервые будут бесплатные. Среди спикеров — сооснователи «Либо/Либо», Bang Bang Education, SETTERS, диджитал-директор Esquire и другие классные ребята.
Москва, бесплатно
3 – 6 декабря
За 48 часов вместе с командой или без нее вам предстоит разработать инновационное решение для посткризисной экономики. Тематика проекта не ограничена, так что можно легко предложить свою инновационную онлайн-школу. Лучших людей и идеи пригласят на 24-часовую сессию с фасилитатором. Подать заявку с описанием проекта нужно до 1 декабря.
онлайн, бесплатно
5 декабря
Коллеги в интернетах – онлайн-конференция от команды коммуникационного агентства SETTERS, которая разрушит все стереотипы об онлайн-конференциях. Коллеги расскажут про креатив в бизнесе, рекламе и команде. Скидка 25% по промокоду BLACK25.
онлайн, стоимость билета – 3500 рублей
8 – 10 декабря
Мероприятие ориентируется на EdTech-компании, высшее, среднее и дошкольное образование, а также воспитание детей. Параллельно будет вестись 8 каналов с лекциями и мастер-классами от 200 экспертов. Можно будет посетить онлайн-выставку технологий и инновационных решений в образовании. От Skillbox выступят Дмитрий Крутов, Марина Харахордина, Евгения Герман и Валентин Пановский — эксперты этого дайджеста. На форуме вы сможете каждому задать вопросы.
онлайн, стоимость: все три дня — 1190 р.; один из трех дней — 740р; для представителей государственных образовательных организаций — бесплатно
15 декабря
Конференция для тех, кто делает бизнес в сфере EdTech, а также интересуется возможностями образовательных технологий, прохождением обучения, профориентацией или повышением квалификации. Организатор — Технопарк Санкт-Петербурга при поддержке Правительства Санкт-Петербурга.
онлайн, бесплатно
15-16 декабря
Онлайн-конференция и хакатон методологов обучающих программ. Расскажут о главных трендах и ошибках в образовании, научат выбирать инструменты и форматы под разные задачи обучения, а также оценивать результаты. 
онлайн, бесплатно

Москва, бесплатно
Это первый российский фестиваль, посвященный креативным индустриям. В этом году билеты впервые будут бесплатные. Среди спикеров — сооснователи «Либо/Либо», Bang Bang Education, SETTERS, диджитал-директор Esquire и другие классные ребята.
3 – 4 декабря

онлайн, бесплатно
За 48 часов вместе с командой или без нее вам предстоит разработать инновационное решение для посткризисной экономики. Тематика проекта не ограничена, так что можно легко предложить свою инновационную онлайн-школу. Лучших людей и идеи пригласят на 24-часовую сессию с фасилитатором. Подать заявку с описанием проекта нужно до 1 декабря.
3 – 6 декабря

онлайн, стоимость билета – 3500 рублей
Коллеги в интернетах – онлайн-конференция от команды коммуникационного агентства SETTERS, которая разрушит все стереотипы об онлайн-конференциях. Коллеги расскажут про креатив в бизнесе, рекламе и команде. Скидка 25% по промокоду BLACK25.
5 декабря

онлайн, стоимость: все три дня — 1190 р.; один из трех дней — 740р; для представителей государственных образовательных организаций — бесплатно
Мероприятие ориентируется на EdTech-компании, высшее, среднее и дошкольное образование, а также воспитание детей. Параллельно будет вестись 8 каналов с лекциями и мастер-классами от 200 экспертов. Можно будет посетить онлайн-выставку технологий и инновационных решений в образовании. От Skillbox выступят Дмитрий Крутов, Марина Харахордина, Евгения Герман и Валентин Пановский — эксперты этого дайджеста. На форуме вы сможете каждому задать вопросы.
8 – 10 декабря

онлайн, бесплатно
Конференция для тех, кто делает бизнес в сфере EdTech, а также интересуется возможностями образовательных технологий, прохождением обучения, профориентацией или повышением квалификации. Организатор — Технопарк Санкт-Петербурга при поддержке Правительства Санкт-Петербурга.
15 декабря

онлайн, бесплатно
Онлайн-конференция и хакатон методологов обучающих программ. Расскажут о главных трендах и ошибках в образовании, научат выбирать инструменты и форматы под разные задачи обучения, а также оценивать результаты. 
15-16 декабря
Поделитесь мнением
о дайджесте:
Понравился ли вам дайджест?
Подписка на дайджест
Оформите подписку, чтобы не пропустить новые выпуски образовательного дайджеста
Я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.