Выпуск №2. Январь 2021 г. - февраль 2021 г.
Перед вами дайджест Skillbox — первый дайджест онлайн-образования для профессионалов: методистов, маркетологов, преподавателей, продюсеров и всех, кто делает и интересуется EdTech. Каждый месяц мы будем собирать для вас актуальные новости, кейсы, колонки, исследования, мнения, подкасты, мероприятия, а также читать англоязычные статьи и давать краткую выжимку всего самого важного в одном месте.

Главная тема второго выпуска — лицензирование онлайн-школ и новый закон «Об образовании». Мы расскажем, в чем важность новых законопроектов. А также о том, как вовлекать студентов в онлайн-обучение, как выстроить репутацию при выходе на зарубежный рынок, а еще о методах использования искусственного интеллекта в образовании и о многом другом.
Разделы
  • Главная тема
  • Методистам и преподавателям
  • Продюсерам, проджект-менеджеров и владельцам продуктов
  • Специалистам по коммуникация
  • Календарь мероприятий
Главная тема: лицензирование EdTech и закон «Об образовании»
Большинство (78,5%) представителей малого и среднего бизнеса не доверяют качеству онлайн-образования в России, говорится в исследовании Института экономики и права РТУ МИРЭА и московского отделения «Деловой России». Лицензирования онлайн-школ — один из способов решить эту проблему. Так с 1 января 2021 года действует новое положение о лицензировании образовательной деятельности.

Теперь компании, которые используют исключительно электронные и дистанционные технологии в обучении, могут не предъявлять заключение о соответствии помещений и оборудования санитарным нормам. Это очень значительное послабление для российского образования.

Положение о лицензировании образовательной деятельности прокомментировала юрист Skillbox Валерия Терлецкая:

Изменения, касающиеся порядка получения образовательной лицензии, — это прогресс в правовом регулировании онлайн-образования в России. Ранее законодательство предъявляло единые требования для соискателей лицензии: независимо от того, обучает компания очно или онлайн, она все равно должна была предоставить документы, подтверждающие наличие у нее помещения и необходимого материально-технического обеспечения, соответствующего требованиям СанПиН (к мебели, уровню освещения, наличию санузлов, площади кабинетов, отделке помещений и так далее). 

Для тех компаний, которые обучают исключительно онлайн, подобные требования были явно чрезмерны. Теперь заключение о соотвествии помещения требованиями СанПиН, а также документы, подтверждающие наличие помещения и материально-технического обеспечения, предоставлять не надо. Это значительно упрощает порядок получения лицензии таким организациям.

Но это не значит, что требования к качеству образования снизились. И при онлайн-обучении необходимо соблюдать лицензионные требования, например, наличие в штате педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и стажем работы, соответствующим требованиям профстандарта, наличие утвержденных образовательных программ.
Мнения
Также сейчас в Госдуме обсуждаются поправки в закон «Об образовании», касающиеся просветительской деятельности. Законопроект внесли еще в ноябре 2020 года. Согласно ему, все международные договоры и работу с иностранными учеными нужно будет согласовывать с Минобрнауки и Минпросвещения. В пояснительной записке к документу говорится, что это делается ради борьбы с зарубежной пропагандой, а также иностранным вмешательством в политику государства и в обучение студентов. О том, к чему может привести принятие закона, рассказали Дмитрий Крутов, генеральный директор Skillbox и юрист Валерия Терлецкая.

Также о новом законопроекте «Об образовании» изданию «+1» высказался управляющий партнер онлайн-школы Skyeng Александр Ларьяновский.


Дмитрий Крутов
Генеральный директор Skillbox
Если законопроект примут, расчеты на диалог между EdTech и государством не оправдаются. Дальше все будет зависеть от конкретных мер: мы можем столкнуться как с мягким регулированием, когда образовательным компаниям нужно будет только информировать власть о своей деятельности, так и с жестким — если это информирование превратится в согласование. Это, конечно, сильно замедлит рост рынка и работающих на нем компаний. Особенно это касается небольших игроков — хотя бы потому, что увеличится порог входа из-за новых юридических расходов.



Валерия Терлецкая
Юрист Skillbox
В закон «Об образовании в РФ» предлагается внести термин «просветительская деятельность». Авторы законопроекта предлагают, чтобы деятельность, осуществляемую «вне рамок образовательных программ», но направленную на «распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции», контролировало правительство. Формы контроля за просветительской деятельностью пока не определены. Так как определение «просветительской деятельности» сформулировано максимально широко, то под него могут попасть как разовая лекция, так и более длительные курсы, репетиторство и даже публикация статьи. Законопроект прошел второе чтение и встретил волну критики, мы продолжим следить за тем, как он будет применен на практике.


Александр Ларьяновский
Управляющий партнер онлайн-школы Skyeng
Безусловно, как это у нас бывает, важен не сам закон, а правоприменительная практика: кто этот закон будет использовать и против кого. Риски для рынка в целом и для отдельных хозяйствующих субъектов, конечно, огромные.

Что произойдет после принятия закона? Придется согласовывать все, но никому не понятно, с кем и как. В текущей версии законопроекта это никак не описано, дана лишь отсылка на будущие подзаконные акты: правительство, мол, установит, как. Об их содержании мы пока не можем даже гадать.

Сегодня закон, по сути, невыполним. Сертифицировать образовательную программу зачастую просто невозможно. Программа — это не то, что отлито в граните, она постоянно меняется. Технологическая революция, которую мы все переживаем, привела к тому, что часто приходится модифицировать образовательные программы буквально на лету.

Мы попытались выйти на законодателей с просьбой привлечь нас и других крупных игроков рынка к экспертизе для уточнения формулировок. Нам понятно, что принятие этого закона нельзя предотвратить, но можно попытаться сделать так, чтобы он не навредил. Пока достучаться не получилось, но будем пытаться и дальше.
Для методистов и преподавателей
Что интересного

Издание «Нож» рассмотрело три возможных сценария образования будущего. Первый — непрерывное обучение (lifelong learning). Он соответствует последним исследованиям нейробиологов: например, интеллектуального пика человек достигает к 35 годам, а самое продуктивное время для мозга — возраст от 25 до 45 лет. Второй сценарий — все обучение перейдет в онлайн, а офлайн остается пережитком прошлого или роскошью для богатых. А возможно, у государственного образования закончится монополия и за это дело возьмутся корпорации. Третий — роль учителя трансформируется. Их могли бы заменить роботы, но, по мнению психологов, детям особенно нужна сильная и харизматичная фигура учителя. Поэтому учителям стоит становиться наставниками для своих учеников. 

Как учить взрослых, рассказали «Теории и практики». Так андрогогика («педагогика для взрослых») подразумевает, что у взрослого человека-студента уже есть опыт, базовые знания о предмете и желание получить новые навыки с помощью преподавателя. Один из ключевых теоретиков и популяризаторов андрагогики — Малькольм Ноулз. Один из его принципов обучения гласит: «Так как взрослые стремятся к практическому обучению, образовательные программы должны затрагивать вопросы, связанные с работой или личной жизнью». Также еще есть хьютагогика, в которой студент сам выбирает, что он бы хотел изучить подробнее и какие методы и ресурсы ему для этого нужны. В данном случае преподаватель — ментор и наставник.
Методический директор EdMarket Марина Литвинова объяснила, как провести методический аудит онлайн-курса. Она предлагает простую инструкцию из семи шагов для тех, кто уже провел один–два потока и хочет расти дальше. Помимо общих советов, внутри есть KPI, на которые стоит опираться.


Выпускник онлайн-курса Leadership Principles Гарвардской школы бизнеса рассказал о процессе обучения. Так, перед началом занятий специалисты исследуют эмоциональный и социальный интеллект у студента. Для этого с помощью анкеты из 80 вопросов опрашивают слушателя, его коллег и партнеров. Это помогает увидеть стиль управления, а также сильные и слабые стороны. Вместо лекций преподаватели ведут диалог со студентами: задают кейс и спрашивают решение. А затем объясняют, как правильно решается эта ситуация. Такой подход помогает учиться думать, а не просто впитывать информацию.

Татьяна Рубан, директор образовательных программ «Контур.Школы», рассказала, как организовать онлайн-обучение. Например, для хорошей лекции нужные практические рекомендации и примеры, советы и предостережения, акценты и эмоции. Методические материалы нужно периодически проверять и актуализировать, а для этого нужно участие преподавателя. Тест — не единственный формат проверки знаний, потому что нужна гибкая система с разными типами заданий. Даже если всё выглядит очевидным, статью можно сохранить как памятку.

Как повысить доходимость онлайн-курса
ZenClass вместе с экспертами из Skillbox и Edmarket разобрались, как помочь студентам пройти онлайн-курс до конца. Делимся некоторыми советами.
1
Выясните потребности и ожидания аудитории до начала онлайн-курса. Какие форматы предпочитают? Как аудитория проходит обучения? Не нужно делать длинные лекции, если люди хотят курс-справочник с ответами на свои вопросы.
2
Ученики могут забуксовать как на первом занятии, так и на первой домашней работе. Для этого нужно организовать вводное занятие и не делать первое задание слишком сложным.
3
Собирайте фидбек во время обучения, чтобы улучшать программу «на ходу». Можно использовать анкетирование после занятия или форму обратной связи в конце видеоуроков. Не пренебрегайте и фидбеком для студентов: подчеркивайте достижения и подсказывайте, что можно улучшить.
4
Создайте условия для общения. Это могут быть чаты или форумы. Совместные активности помогают пройти курс до конца.
5
Установите ограничения. Часто курсы лежат и ждут своего заветного часа. Но когда они ограничены по времени, больше шансов, что его быстро откроют.
Что посмотреть и послушать
  • У EdU.Radio вышло три новых выпуска по этой теме. В первых двух рассказывают, что такое доказательное образование и как отделить научное знание от ненаучного. А в третьем — про популярные теории в образовании, которые опровергли или подтвердили исследователи.
  • Научный руководитель Центра педагогического мастерства Москвы Иван Ященко рассказал, как избежать имитации образовательной деятельности и не допустить учебной рутины.
Для продюсеров, проджект-менеджеров и владельцев продуктов
Что интересного

В 2020 году в EdTech инвестировали $16,1 млрд — это почти в два раза больше, чем в 2018 году, пишет HolonIQ. Три лидирующих рынка: Китай ($10,2 млрд), США ($2,5 млрд) и Индия ($2,3 млрд).

Понадобится не менее двух лет, чтобы сделать в России настоящее онлайн-образование, считает Яков Сомов, генеральный директор «Лекториума». В интервью РБК он рассказал, что, несмотря на большое количество возможностей для реализации онлайн-уроков, много времени займет разработка методики и создание контента. Кроме того, это еще и дорого. Например, создание одного курса силами вуза стоит от 500 тыс. до 1 млн рублей. Но отсутствие денег — не единственная преграда. «Сначала в государственные школы должны прийти энтузиасты с технологиями и проложить путь в онлайн-обучение, ведь далеко не все учителя морально готовы перестраивать свои методики преподавания под онлайн. Должны перестроиться бизнес-процессы», — говорит Сомов. В интервью он также рассказал, как планировать внедрение онлайн-образования, как меняется рынок EdTech, как негативный опыт школьного дистанционного образовани подстегнет EdTech и зачем вообще нужно внедрять онлайн-обучение.

Основатель MasterClass Дэвид Роджир дал несколько уроков по предпринимательству и рассказал про бизнес-модель компании. Один из советов — создавать продукт, которым вы будете гордиться даже в случае провала. На создание MasterClass Роджира вдохновила его бабушка: когда она сбежала в США, хотела стать врачом и подала заявку в 25 школ. Все ей отказали, потому что она была эмигранткой и к тому же еврейкой. Роджир хотел попытаться демократизировать мастерство и создал свою онлайн-площадку.

Techcrunch опросил 13 ведущих инвесторов в образовательных технологиях: они рассказали, как развитие концепции lifelong learning меняет индустрию. Специалисты также отметили, что теперь, когда все освоили Zoom, будет больше возможностей для синхронного обучения, даже если дело касается внеклассных занятий, например, музыки и танцев. А новые технологии, такие как AI, NLP, ML и VR, продолжат раздвигать границы образования в школах, вузах и на рабочих местах.
Что такое образовательная экосистема и каким будет образование будущего
Один из авторов исследования «Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования» Павел Лукша поделился своим взглядом на образовательные экосистемы. Вот несколько тезисов из материала:
  • Мир меняется и старая система образования устарела. Нужна гибкая модель, которая будет сопровождать каждого человека и строиться по принципам адаптивности и персонализации.
  • Образовательная экосистема будет обеспечивать человека образованием на протяжении всей жизни и будет доступна даже в бедных странах и малых городах. Она поможет реализовать потенциал индивидуума и удовлетворить запросы общества и экономики.
  • Lifelong learning невозможно организовать единственным провайдером, например, одной школой или университетом. Цифровые профили компетенций будут помогать человеку интегрировать свою жизненную траекторию. Начиная со школы, будет формироваться профиль компетенций. Информация о школьном образовании, университете, курсах, работе, проектах будет в одном месте.
Что посмотреть и послушать
  • Дискуссия на «Гайдаровском форуме» о том, какими будут наставники цифровой эпохи, будут ли сотрудничать госвузы и образовательные платформы, заменят ли MOOC высшее образования и о многом другом. Участники — основатель и генеральный директор Skillbox Дмитрий Крутов, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор РАНХиГСВладимир Мау и сооснователь, генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов.

  • Вебинар, где Алексей Ница, куратор HSE Startup Community, рассказал про актуальные сегодня стартапы и первые шаги к запуску своего EdTech-проекта.
  • Интервью с СЕО «Теории и практики» Надеждой Маковой про lifelong learning для подкаста «Списать не получится».
Для маркетологов, PR- и SMM-менеджеров, а также для всех, кто продвигает образование
Что интересного

Adobe Stock назвала тренды визуала, дизайна, видео и звука на 2021 год. Команда опросила 600 креативщиков и изучила поисковые запросы, исследовательские отчеты и социальные сети. Например, для привлечения внимания зрителей в роликах будет использоваться смешивания ярких цветов, в дизайне будут петь оды интернету 1990-х годов, а в визуале демонстрировать сострадание.

Директор по маркетингу в Skillbox Павел Симонов рассказал, почему бренды все меньше отдают продвижение на аутсорс. Одна причин — рост инхаус-агентств. С 2008 по 2018 год их количество выросло на 20%. Также команды не хотят поручать серьезные маркетинговые задачи командам, которые недостаточно хорошо знакомы с концепцией бренда и его ценностями. Внутренние отделы, как правило, погружены в бизнес более глубоко.

Что делать в Clubhouse? «Медуза» выпустила путеводитель по главным людям, комнатам и трендам новой соцсети. Один из главных клабхаузеров Анатолий Капустин рассказал, как собрать свою первую комнату, набрать подписчиков и почему Clubhouse вообще взлетел. На Product Hunt вышла подборка полезных приложений для Clubhouse, а на vc.ru можно прочитать про главные сервисы из этого списка.

В чем специфика онлайн-образования
TextTerra пообщалась со специалиста EdTech-рынка и выяснила, чем отличается онлайн-образование от других сфер, как выстроить маркетинг и куда движется рынок. Пересказываем суть про продвижение:
  • У пользователя нет определенной последовательности действий, которые помогают выбрать онлайн-курс. У каждого уникальный опыт, и каждый сам выбирает свой путь, курс и формат.
  • Обучение — это не спонтанная покупка. Между первым контактом и оплатой может пройти несколько месяц.
  • В праздники и в выходные дни отмечаются хорошие продажи онлайн-курсов, потому что люди могут изучить продукт в спокойной обстановке.
  • Если пользователи еще не знакомы с онлайн-образованием, важно рассказать им о возможностях обучения в онлайне и навыках, которые они могут получить.
Что посмотреть и послушать
  • На подкасте «Продажные блогеры» обсудили, почему важен клиентский сервис и что будет, если на него забить.
  • Никита Белоголовцев, руководитель направления сторителлинга в «Яндекс.Дзен», рассказывает, когда нужно задумываться о контент-маркетинге, зачем она нужен и как оценивать его эффективность.
Календарь мероприятий
12 марта
На форуме будет более 30 спикеров, которые расскажут про цифровизацию образования, среди которых генеральный директор «Алгоритмики» Андрей Лобанов, управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский, сооснователь «Роботориума» Антон Труфанов и другие специалисты. Это отраслевое событие при участии государства, вузов, научных и образовательных учреждений, бизнеса и стартапов для глобальной перезагрузки и пересмотра трендов цифровизации сферы образования.
онлайн, бесплатно
19 марта
На мероприятии пройдет дискуссия про инструменты, подходы и форматы мероприятий в 2021 году и обсудят настоящее и будущее деловых событий. Среди спикеров — Наталия Франкель («Ивентология»), Андрей Себрант («Яндекс»), Анна Гаан (Compot) и другие специалисты.
онлайн, бесплатно
20 марта
Конференция посвящена технологиям, управлению командами и процессами разработки. Пройдут живое общение с экспертами в формате дискуссии, мастерклассы, круглый стол, тренинги и деловая игра. Доклады представят специалисты из Skillbox, «ABBYY Россия», «ВкусВилл», «Точки» и других компаний.
онлайн, бесплатно
16-26 марта
Форум организовывает Комитет по образованию Санкт-Петербурга и «Центр регионального и международного сотрудничества». Мероприятия пройдут в онлайн и офлайн. На каждое офлайн-событие нужно регистрироваться отдельно (для некоторых регистрация может быть закрыта). Встречи пройдут по четырем направлениям образования: общее, среднее профессиональное, дошкольное и дополнительное. Также 25 марта пройдет «Образовательный марафон», на котором представят инновации Петербургской школы.
Санкт-Петербург, онлайн, бесплатно
до 5 апреля
Это игра для школьников, учителей, директоров, выпускников и всех, кто хочет сделать школу местом силы. Цель конкурса — помочь школам создать сообщество, которое сделает их сильнее, поможет привлечь дополнительные ресурсы и откроет новые образовательные возможности. Регистрация длится до 5 апреля. Конец приема заданий — 18 апреля. Гран-при конкурса — 1 млн рублей. Команду можно собрать уже после регистрации. Выиграют те, кто выполнил больше всех заданий и собрал баллов.
онлайн, бесплатно

онлайн, бесплатно
На форуме будет более 30 спикеров, которые расскажут про цифровизацию образования, среди которых генеральный директор «Алгоритмики» Андрей Лобанов, управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский, сооснователь «Роботориума» Антон Труфанов и другие специалисты. Это отраслевое событие при участии государства, вузов, научных и образовательных учреждений, бизнеса и стартапов для глобальной перезагрузки и пересмотра трендов цифровизации сферы образования.
12 марта

онлайн, бесплатно
На мероприятии пройдет дискуссия про инструменты, подходы и форматы мероприятий в 2021 году и обсудят настоящее и будущее деловых событий. Среди спикеров — Наталия Франкель («Ивентология»), Андрей Себрант («Яндекс»), Анна Гаан (Compot) и другие специалисты.
19 марта

онлайн, бесплатно
Конференция посвящена технологиям, управлению командами и процессами разработки. Пройдут живое общение с экспертами в формате дискуссии, мастерклассы, круглый стол, тренинги и деловая игра. Доклады представят специалисты из Skillbox, «ABBYY Россия», «ВкусВилл», «Точки» и других компаний.
20 марта 

Санкт-Петербург, онлайн, бесплатно
Форум организовывает Комитет по образованию Санкт-Петербурга и «Центр регионального и международного сотрудничества». Мероприятия пройдут в онлайн и офлайн. На каждое офлайн-событие нужно регистрироваться отдельно (для некоторых регистрация может быть закрыта). Встречи пройдут по четырем направлениям образования: общее, среднее профессиональное, дошкольное и дополнительное. Также 25 марта пройдет «Образовательный марафон», на котором представят инновации Петербургской школы.
19-26 марта 

онлайн, бесплатно
Это игра для школьников, учителей, директоров, выпускников и всех, кто хочет сделать школу местом силы. Цель конкурса — помочь школам создать сообщество, которое сделает их сильнее, поможет привлечь дополнительные ресурсы и откроет новые образовательные возможности. Регистрация длится до 5 апреля. Конец приема заданий — 18 апреля. Гран-при конкурса — 1 млн рублей. Команду можно собрать уже после регистрации. Выиграют те, кто выполнил больше всех заданий и собрал баллов.
до 5 апреля

Предыдущие выпуски
Поделитесь мнением
о дайджесте:
Понравился ли вам дайджест?
Подписка на дайджест
Оформите подписку, чтобы не пропустить новые выпуски образовательного дайджеста
Я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.